Конференция БРИКС в Тегеране и ирано-российский энергетический хаб

Как мы сообщали несколько дней назад, кое-что в поведении России и её руководства побудило власти Ирана и Китая перестать быть очень уж доверчивыми в отношении Москвы и её истинных помыслов на международной политической арене. И мы предупреждали – да, есть вопросы и проблемы, по которым Ирану и Китаю, так сказать, надоедает уже «ждать Россию», в связи с чем Тегеран и Пекин даже что-то своё отдельное и предпринимают во внешнеполитической и других сферах, без каких-либо «согласований» с Москвой.

И это – вполне оправданно (для Ирана и Китая) и логично. Но, и это тоже было понятно – в Москве те силы, которые «заведуют» политическими манёврами и «сверхманёврами», осведомлены об опасениях и недоверии Ирана и Китая. И вот на днях в Тегеране проводился крупный, очень представительный международный форум – Практическая конференция «Иран и БРИКС: перспективы будущего сотрудничества», причём в Центре политических и международных исследований при МИД Ирана. Тегеран заблаговременно поставил мир в известность – Россия направляет своего замминистра иностранных дел Сергея Рябкова. Указанное учреждение в Тегеране – это, в принципе, самый настоящий центр стратегических исследований и программ МИД Ирана. Разработки данного учреждения идут не только к руководству иранского МИД – а намного выше по властной иерархической лестнице Тегерана… Когда 7 августа официальный представитель МИД ИРИ Нассер Канаани сообщал о визите Рябкова, то сказал на своей традиционной еженедельной пресс-конференции: «Конференция „Иран и БРИКС: перспективы будущего сотрудничества“ завтра пройдет в центре политических и международных исследований при МИД, это возможность для диалога с Россией. Тегеран готов к ответственному возвращению сторон Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе».

Так мир понял, что Рябков едет в Иран не только для участия в вышеназванной международной конференции, но и для обсуждения назревших, наболевших вопросов в отношениях между Москвой и Тегераном. Но!!! – если даже зациклиться на организации БРИКС, то и тут же – типичный аншлаг: желание вступить в группу БРИКС официально изъявили лидеры 23 стран, 7 августа заявила глава МИД ЮАР Наледи Пандор. Шутка ли?! Вот вам и прообраз новой ООН! Без Запада. По словам Пандор, среди кандидатов оказались Алжир, Аргентина, Бангладеш, Бахрейн, Белоруссия, Боливия, Куба, Египет, Эфиопия, Гондурас, Индонезия, Иран, Казахстан, Кувейт, Марокко, Нигерия, Палестина, Саудовская Аравия, Сенегал, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла и Вьетнам. Глава МИД ЮАР добавила, что такая высокая заинтересованность подтверждает статус БРИКС как передовой организации, отстаивающей интересы стран Глобального Юга. И мы осознаём, что, в принципе, для Ирана и Россия тематика о БРИКС тоже явно не из последних, учитывая, как настойчиво из года в год Иран – впрочем, не в особо навязчивой форме, – убеждал и Россию, и Китай в том, что новый мир без влияния, как выражаются иранцы, Глобального Высокомерия (т.е. США, Израиль, весь Запад) уже очень скоро наступит, и он возможен.

И – вот вам пожалуйста! Самое первое сообщение из Тегерана о пребывании г-на Рябкова не касалось ничего политического – хотя как сказать! Коли Россия и Иран договорились о газе – это уже политика. Оказывается, и сразу вне проблематики о БРИКС, Иран и Россия достигли предварительных договоренностей по энергетическому хабу. Исполнительный директор Национальной газовой компании Ирана (NIGC) Маджид Чегани заявил: «Российское предложение заключается в том, чтобы создать энергетический хаб между Ираном и Россией, в этом отношении были достигнуты договорённости, экспертные оценки и переговоры продолжаются». Он также сообщил, что в сфере торговли газом Иран «…провёл переговоры с Оманом, Россией и Пакистаном». Мы тут же вспомнили: после выдвинутого президентом РФ Владимиром Путиным в прошлом году предложения Москвы о создании газового хаба в Турции,  Тегеран также выступил с аналогичной инициативой. И уже тогда эксперты подчёркивали: «Более того – амбиции инициативы Ирана потенциально выходят далеко за рамки плана Турции. Можно говорить о создании полноценной газовой ОПЕК, основатели которой – Россия, Иран, Катар и Туркменистан – занимают первое, второе, третье и пятое места по запасам природного газа в мире соответственно». Напомним также – разговоры о «газовой ОПЕК» начинались ещё в самом начале двухтысячных годов, но тогда Катар сыграл роль «троянского коня» и своими действиями нарушил планы Ирана и России в газовой сфере… И вот – уже совместные инициативы Тегерана и Москвы в сфере газа…

В принципе, ирано-российский энергетический хаб, раз уж предложение исходило от Ирана, да ещё – где-то между Кавказом и Ближним Востоком (!), это уже более чем серьёзное основание для того, чтобы не только подорвать позиции Турции и Запада в этих регионах, но и – заявить о начинающемся союзничестве в крайне деликатной сфере, учитывая то, какие минусы несёт сейчас Запад из-за подрывов «Северного потока» и «Северного потока-2», и так далее. И, извините, так и хочется с ухмылкой сказать разным «деятелям» из США, Турции и Израиля – ну чё, сволочи, зазря убивали наш Арцах?! Вскорости ведь капец-капецный наступит вашему «Южному газовому коридору»! Улавливают ли читатели, на что я вполне откровенно намекаю? Ау, кавказо-татары! И ваша «игрушка» накануне превращения в ненужность. Причём – никому не нужной станет «схема» алиевско-еврейского «взаимодействия»…

Но вопрос в том, что г-н Рябков, оказывается, в Тегеране не то что не только ради БРИКС приезжал, или – из-за энергетического хаба! Это – всё – «разминка» для дипломатов Ирана и России. Выступая перед журналистами на полях вышеназванной конференции в Тегеране 8 августа, замминистра иностранных дел России заявил, что «законное» и «весьма существенное» военное сотрудничество между Ираном и Россией будет продолжаться, несмотря на все попытки врагов Ирана и России, чтобы подорвать и подорвать это сотрудничество. «Мы имеем полное право развивать и укреплять это сотрудничество, имея на это твёрдую политическую решимость. В этой области нас направляют лидеры», – сказал он. Далее Рябков указал на обмен визитами российских и иранских административных и военных представителей, подчеркнув, что «военные также будут стремиться к дальнейшим контактам и дальнейшему взаимодействию. И военные ведомства двух стран тесно взаимодействуют друг с другом».

Конечно, затрагивался и вопрос о «ядерной сделке» (2015 года) между Ираном и Западом. Российский дипломат также заявил, что возрождение иранской ядерной сделки зависит от решения США и европейских участников СВПД, выразив уверенность в том, что иранские друзья готовы к возрождению СВПД. Он посоветовал Соединённым Штатам отказаться от подходов, принятых предыдущим правительством, и вернуться к своим обязательствам. Рябков продолжил отмечать, что США больше не являются участником СВПД, призвав Иран продолжать сотрудничество с МАГАТЭ без учёта нарушений Вашингтоном своих обязательств. Он также рассказал о своей встрече с замминистра иностранных дел Ирана по политическим вопросам Али Багери Кани в Тегеране и сказал, что у них состоялась обыденная встреча и состоялся хороший обмен мнениями по вопросам, связанным с ядерной программой Ирана. Он добавил, что группы двух стран в Вене и Нью-Йорке хорошо поработали вместе и обменялись мнениями о выполнении резолюции 2231. В этой связи, по словам Рябкова, у России и Ирана хорошее сотрудничество в различных областях.

Далее Рябков сообщил, что они с Багери Кани также говорили о БРИКС. Он назвал Иран сильным кандидатом на сотрудничество с БРИКС. Он также заявил, что два дипломата также говорили о сотрудничестве Ирана с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и что он пригласил Багери Кани приехать в Москву для личного обмена мнениями. Он также отметил, что придёт время для того, чтобы Иран стал полноправным членом БРИКС, а точные сроки членства Ирана назвать не представляется возможным, и члены БРИКС пересматривают регламент приёма новых членов в группу, решение по которому будет принято на предстоящем саммите в Йоханнесбурге. Рябков заявил, что Россия безоговорочно поддерживает членство Ирана в группе БРИКС и приветствовал проведение конференции Иран-БРИКС в Тегеране…

Мы считаем, что очень даже заметно – тематика о военном сотрудничестве, наряду с решением (пусть и предварительном) о создании ирано-российского энергетического хаба, были главными вопросами визита г-на Рябкова в Иран. И ведь именно после заявлений российского замминистра иностранных дел из Тегерана сообщили… о получении технологии производства сверхзвуковых крылатых ракет! Ни на что не намекаем – просто получили, и всё тут! Как и что – а не наше дело! Иранские военные ученые получили технические ноу-хау для производства крылатой ракеты, способной двигаться со сверхзвуковой скоростью – сами получили или кто-то помог, как мы считаем, неважно. Важно, что теперь Иран будет готов наказать любого врага, который рискнёт покуситься на независимость и территорию Исламской Республики. Мы уже сообщали, что данная ракета сейчас проходит фазу активных испытаний. Известный как новое поколение иранских крылатых ракет, сверхзвуковой снаряд откроет новую главу в оборонных технологиях Ирана, поскольку перехватить крылатую ракету, летящую со сверхзвуковой скоростью, крайне сложно. До разработки этого высокотехнологичного продукта иранские крылатые ракеты использовали стартовый ракетный двигатель для запуска ракеты и отечественный турбореактивный двигатель, получивший название «Толу» («Восход»), для второй ступени. Использование прямоточных воздушно-реактивных двигателей в морских крылатых ракетах и ​​разработка сверхзвуковых крылатых ракет значительно повысят возможности реагирования Ирана в случае любого военного конфликта и предотвратят своевременную реакцию сил вторжения.

Небольшое пояснение: прямоточный воздушно-реактивный двигатель – это разновидность воздушно-реактивного двигателя, который использует поступательное движение двигателя для всасывания воздуха для сгорания, что создаёт реактивную тягу. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели наиболее эффективно работают на сверхзвуковых скоростях около 3 Маха и могут работать на скоростях до 6 Маха. Ну – кто там «на Иран»?! Выходите – глянем.

Итак, Россия учла какие-то, пусть и не все, те «недоговорки» Ирана, которые, видимо, в течение приблизительно последнего года передавались из высших властных сфер в Тегеране прямо на стол Кремлю. Энергетика и военные вопросы – краеугольные «кирпичики» в этих фундаментальных отношениях, однозначно затрагивающих и даже – прямо относящихся ко всему Закавказью и Ближнему Востоку…

Սերգեյ Շաքարյանց