По каким позициям Путин и Эрдоган договорились, а по каким – им и не суждено договориться?..

Судя по всему, президент Турции Эрдоган всерьёз озабочен будущей перспективой, и вот он инициирует телефонный звонок президенту России Владимиру Путину. Что послужило причиной для обеспокоенности  Эрдогана, – в целом вполне ясно и понятно. После того, как его министр иностранных дел Чавушоглу в очередной раз на днях выступил с обвинениями в адрес России и…США, – мол, «русские и американцы нас обманули, не сдержали данных обещаний» насчёт курдов, по всей вероятности – курдов Сирии, произошло знаковое событие. Президент Сирии Башар аль- Асад, наконец, набрался смелости и высказался категорически против Турции. Он нарушил своё молчание по поводу процесса примирения Сирии с Турцией, потребовав, чтобы Анкара вывела свои войска из страны и прекратила поддержку оппозиционных групп, 14 января сообщал новостной портал «Arab News». Кое-какие напоминания: между Сирией и Турцией возникли разногласия с тех пор, как Анкара стала основным спонсором политической и вооружённой оппозиции правительству аль-Асада. В итоге это вылилось в участии Турции в террористической войне против Сирии и её населения. Россия же выступает посредником в примирении между Дамаском и Анкарой. В конце декабря 2022 г. в Москве состоялись переговоры между министрами обороны трёх стран. Стороны намерены провести встречу на уровне министров иностранных дел для подготовки к саммиту лидеров трёх стран. Ожидается, что министры иностранных дел Турции Чавушоглу и Сирии – Фейсал Микдад встретятся в начале февраля для переговоров на высшем уровне между Анкарой и Дамаском впервые с момента начала войны в Сирии в 2011 г. За примирением с 2011-12 гг. внимательно наблюдает Иран, другой главный союзник Сирии. Министр иностранных дел Хоссейн-Амир Абдоллахиан недавно заявил, что его страна «довольна диалогом между Сирией и Турцией».

Ранее, перед тем как ультимативно потребовать от Турции убраться из Сирии, президент аль- Асад встретился со спецпосланником президента России Александром Лаврентьевым в Дамаске и сказал, что переговоры с Турцией должны основываться на условиях «прекращения оккупации сирийской земли» и прекращения поддержки Турцией терроризма: «Встречи должны быть согласованы между Сирией и Россией заранее, чтобы… получить ощутимые результаты, к которым стремится Сирия». С одной стороны, – заявления Башара аль-Асада стали своего рода неожиданностью. В том числе – потому, что Дамаск был постоянно вынужден учитывать «особо радостную щепетильность» властей России по отношению лично к Эрдогану. Но с другой – мы, например, давно ожидали, что Сирия вот-вот «взбрыкнется», и Россия воочию почувствует, что в некотором роде теряет доверие сирийской стороны и, соответственно, двух азиатских гигантов, которые последние два месяца всё чаще и чаще дают понять туркам, что в Сирии Анкара сталкивается не только с аль-Асадом и сирийцами, но и… да, разумеется – с Ираном и Китаем. Мы 27 декабря 2022 г. уже извещали граждан Армении о том, что в конце года Китай во второй раз за последние два месяца в резкой форме потребовал от Турции убраться (безоговорочно) со всех сирийских территорий, в стенах ООН! (см.: https://livenews.am/press/2022/206527/27/13/04/)

Согласимся: при такой поддержке, не то что Башар аль-Асад, – а даже и какой-нибудь вождик какого-нибудь малочисленного африканского племени бушменов или пигмеев, запросто может любому, а не только Эрдогану, открыто сказать: ПОШЁЛ ВОН!.. Так что всё объяснимо и всё понятно. Президент аль-Асад повыше рангом и всяких курдо-пантюркистов, и всяких «гей-парт» иджеванцев, тем более – выше любого африканского племенного вождя. И вот, после заявлений аль-Асада, звучавших на переговорах с А.Лавреньтевым, в Дамаск срочно прибыл министр иностранных дел Ирана Хоссейн-Амир Абдоллахиян. Министр иностранных дел Сирии Фейсал Микдад заявил, что сирийско-иранские отношения носят стратегический характер. Глава сирийской дипломатии также рассказал о развитии отношений между Дамаском и Тегераном, а также коснулся вопроса об урегулировании отношений с Турцией и указал на воздушные удары Израиля, сообщает 16 января сирийское арабское новостное агентство SANA. Микдад на совместной пресс-конференции с иранским коллегой также отметил: «Этот визит проходит в свете новых событий в регионе, где две страны сталкиваются с постоянными вызовами со стороны западных стран, Соединённых Штатов, сионистского расистского образования и их агентов». Он поблагодарил Иран за развитие отношений с Сирией в политической и экономической сферах, подтвердив, что отношения между двумя странами носят стратегический характер: «Мы встречаемся, чтобы укрепить двусторонние отношения и устранить любые препятствия, стоящие перед государственным и частным секторами в двух братских странах, с целью проложить постоянный и непрерывный путь для развития экономических отношений».

Отвечая на вопрос о возможности проведения встречи руководства Сирии и Турции, Микдад сказал: «Я подтверждаю, что отношения между Сирией и Турцией до 2011 года были нормальными отношениями, основанными на политике добрососедства и заботе об общих интересах двух стран…Поэтому встреча президента Башара аль-Асада с турецким руководством зависит от устранения причин, которые привели к такой ситуации. В этом контексте в Москве состоялась встреча министров обороны Сирии, России и Турции».

Он подчеркнул, что должны быть созданы подходящие условия для встреч на более высоких уровнях, если это необходимо, и что любые политические встречи должны строиться на конкретных условиях, учитывающих суверенитет и территориальную целостность Сирии. Микдад также добавил, что постоянные удары Израиля по сирийской территории, в том числе по аэропортам в Дамаске, Алеппо и Латакии, не останутся без ответа, что гарантируется международным правом и Уставом ООН.

Со своей стороны, министр Абдоллахиян сказал: «Во время встречи с президентом Башаром аль-Асадом мы затронули важные двусторонние вопросы, а также стратегические, региональные и международные вопросы, и Его Превосходительство подтвердил своё приглашение президенту Эбрахиму Раиси посетить Дамаск». Иранский министр подчеркнул, что отношения между Ираном и Сирией находятся на самом высоком уровне, и что руководство двух стран настроено на расширение этих отношений, особенно в экономической и торговой сферах. Абдоллахиян добавил, что сотрудничество между двумя странами продолжается во всех сферах, в том числе в области энергетики, поскольку на уровне министров энергетики состоялись переговоры о строительстве новых электростанций в Сирии. Что касается сирийско-турецких отношений, то он сказал: «Сирия и Турция являются важными странами в регионе. У нас хорошие и качественные отношения с обоими странами…Когда возникла угроза турецких военных атак на севере Сирии, мы работали над тем, чтобы предотвратить это, и мы счастливы, что предпринятые нами дипломатические усилия привели к диалогу вместо войны». Министр иностранных дел Ирана подтвердил необходимость уважения суверенитета и территориальной целостности государств и отметил, что Иран продолжит свои дипломатические усилия по сближению и решению проблем в отношениях между Сирией и Турцией.

В этой информации много сугубо дипломатических высказываний и нюансов, но в то же время предельно очевидно, что Иран также – за скорейший и безоговорочный вывод турецких войск из Сирии, как и Китай. Вот из-за чего так встревожился президент Турции Эрдоган и тут «звякнул» в Москву Владимиру Путину. В ходе телефонного разговора президентов России и Турции был подтверждён настрой на дальнейшее комплексное развитие российско-турецкого сотрудничества. В числе приоритетов – сфера энергетики, включая поставки российского природного газа и создание в Турции регионального газового хаба,16 января сообщалось на сайте Кремля. Лидеры двух стран обменялись мнениями о ситуации вокруг Украины. В частности, по инициативе турецкой стороны и с учётом недавних контактов в Анкаре уполномоченных России и Украины по правам человека, был  затронут вопрос об обмене пленными, в первую очередь ранеными. Президент Путин обратил внимание на «деструктивную линию киевского режима, сделавшего ставку на интенсификацию боевых действий при поддержке западных спонсоров, наращивающих объёмы передаваемых вооружений и военной техники». В качестве примера он назвал нежелание Киева прекратить огонь на период православного Рождества. Москва и Анкара также рассмотрели ход реализации пакетных стамбульских договорённостей от 22 июля 2022 года о вывозе украинского зерна из черноморских портов и разблокировании поставок продовольствия и удобрений из России. Кроме того, обсуждались вопросы нормализации турецко-сирийских отношений, в том числе в контексте инициативы Анкары о запуске консультаций с участием российских, турецких и сирийских представителей. Была отмечена также практическая значимость совместной работы России, Турции и Ирана в рамках Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию…

В информации из Кремля нет ни слова упоминания ни о заявлениях Китая, ни о заявлениях Башара аль-Асада, ни о переговорах Хоссейн-Амира Абдоллахияна с Фейсалом Микдадом в Дамаске. Но все обязаны прекрасно понимать – «вопрос об Украине» или об «украинском зерне» в данном случае были лишь поводом для Эрдогана, лишь «мягкой подстилкой из соломы» для Путина, чтобы затем включить «на полный ход» требования Анкары по Северной Сирии и даже – по городу Алеппо. Мы бы не советовали России «слушаться» капризов Эрдогана – накануне заключения стратегического соглашения с Ираном, российскому руководству, настроенному на увеличение поставок углеводородов в Китай, не стоит бросать тень на российско-иранские и российско-китайские отношения из-за Турции. Не из-за Сирии – а из-за Турции. Кто бы и что бы (из числа кремлёвских лоббистов Турции и пантюркизма) ни советовал на этот счёт. А вот Эрдогану можем сказать – в качестве предупреждения-прогноза: готовься, мечтатель о нео-османизме или «великом туране», тебе мало осталось куражиться, как в Сирии, так и у нас в Закавказье…

Սերգեյ Շաքարյանց