Возможный военный союз Ирана и России: в повестке дня переговоров на уровне двух МИД – ООН, Сирия, Закавказье и не только…

Пока в Ереване «правят» марионетки Запада, Израиля да и блока НАТО в целом, оптом и в розницу не то сдающие, не то продающие наш Арцах и государственность Армении, на самом Западе постепенно начинают «приходить в себя» и громко, не таясь, озвучивают свои страхи. На днях – с Запада пришли вполне официальные вести. Оказывается, ожидающийся военный тандем России и Ирана вызывает трепет у натовских генералов. Иранцы интересны Москве прежде всего своими беспилотными технологиями, а Тегеран ждёт от россиян модернизации своего ВМФ, пишет ресурс «Global Firepower», отмечая: самая слабая сторона иранской обороны – это флот. Ну, не наше дело – оспаривать мнения западных экспертов. Хотя сразу скажем – каким бы слабым местом у Ирана не были б его военно-морские силы, всё-таки, в военно-морском плане сегодняшний Иран это далеко не тщедушный слабачок времён правления иранского шаха, когда Тегеран был всего лишь послушной «собачкой» США и Израиля. И в этом убеждают сообщения, прозвучавшие с иранской стороны 11 января 2023 г.

Командующий военно-морским флотом Ирана контр-адмирал Шахрам Эрони на церемонии в Тегеране в среду, заявив, что военно-морские силы Ирана до сих пор развёрнуты во всех стратегических проливах в мире, кроме двух, сказал также, что военно-морские силы ИРИ планируют также иметь присутствие в Панамском канале. То есть – прямо «под носом» у США!!!  «На сегодняшний день военно-морской флот присутствовал во всех стратегических проливах в мире, и мы не присутствовали только в 2 проливах, и мы будем присутствовать в одном из этих проливов в этом году. Мы планируем присутствовать в Панамском канале, – заявил контр-адмирал Эрони. – Сегодня мы должны усилить наше морское присутствие в международных водах, и сегодня мы можем сказать, что нет никаких научных препятствий для роста в этой области». Он также добавил, что военно-морские силы Ирана впервые ходят в Тихом океане.Заявив, что Австралия и Франция представляли угрозу миссии иранских военно-морских сил в Тихом океане в нарушение морских правил, командующий ВМС Ирана заявил: «Но мы ответили на них силой в соответствии с законом». В другом месте своего выступления контр-адмирал Эрони указал на побережье Макрана на юго-востоке Ирана, как на важное для страны, заявив, что планы развития в этих регионах серьёзно реализуются. Он также призвал к созданию экономических и промышленных центров рядом с морем для решения вопросов экспорта и импорта и подчеркнул важность использования морской воды в сталелитейной и нефтехимической промышленности.

Согласимся – слабак в военно-морском отношении не стал бы сейчас планировать хождение своих военных кораблей ни в Тихом океане, ни тем более в зоне Панамского канала. Так что у нас есть основания не согласиться с мнением экспертов из «Global Firepower». Тем не менее, вернёмся к изложению проблемы в этом источнике. Иран вошёл в топ-20 самых обороноспособных стран планеты, – список стран, который был ранее опубликован в «Global Firepower». Иранская армия – одна из самых многочисленных (почти 600 тысяч военнослужащих – и это только официально, без учёта войск КСИР и ополчения «Басидж»). Причем Иран входит в первую десятку стран по количеству танков (более 4 тысяч), буксируемых артиллерийских орудий (более 2 тысяч), РСЗО (почти 1,1 тысяча), транспортных самолётов с неподвижным крылом (86), ударных подводных лодок (19), воздушных судов-заправщиков (7). «Global Firepower» не подсчитывал количество ударных и разведывательных беспилотников. Иначе бы по этому показателю Иран точно бы стал одним из мировых лидеров. Именно успехи в области беспилотных технологий и стали одной из точек сближения Ирана и России, пишет катарское издание «Al-Jazeera». В недавнем интервью директор ЦРУ США Уильям Бёрнс прямо заявил, что Америку всё сильнее беспокоит сближение Ирана и России. По словам Бёрнса, во-первых, «Тегеран предоставил Москве доступ к беспилотным технологиям». Во-вторых, Россия ищет способы оказания технической и военной поддержки Тегерану. Самая слабая стороны иранской обороны, если верить тому же «Global Firepower», – это отсутствие у ВМФ эскадренных миноносцев, авианосцев и вертолётоносцев.

Учитывая амбиции Ирана, желающего господствовать в том числе в Ормузском проливе, отсутствие таких кораблей – это серьезное упущение, пишут западные эксперты. Именно поэтому американская разведка так пристально и следит за сотрудничеством России и Ирана. В недавнем исследовании Вашингтонского института ближневосточной политики эксперт Надав Поллак отметил, что официальные лица США пытаются перетащить на свою сторону и Израиль. Но чего «перетаскивать» Израиль, если Израиль – это и есть «хозяин Америки» и главный застрельщик всех антииранских приготовлений и планов в мире, добавили бы мы. Так что мистер Поллак лукавит, типично по-еврейски. Для израильского истеблишмента Иран – это самый страшный враг. Поэтому, как пишет Поллак, от Израиля требуют донести до Москвы мессидж о «красных линиях», дав понять, что любое их нарушение нанесет ущерб отношениям. Именно переход таких «красных линий» в отношениях с Ираном может изменить позицию Израиля по поставке Украине передовых систем ПВО. Вместе с тем, недавние переговоры министра иностранных дел Израиля Эли Коэна со своим российским коллегой Сергеем Лавровым продемонстрировали: новое правительство Беньямина Нетаньяху склоняется к примирению с Россией и укреплению связей с Владимиром Путиным, пишет «Al Jazeera». Потому что Нетаньяху понимает – проукраинские «виляния» прежнего правительства Израиля привели к серьёзному ослаблению просионистского лобби в Москве – добавили бы мы…

Поводом для некоторого охлаждения отношений была ситуация вокруг Еврейского агентства по репатриации «Сохнут», которое было признано иноагентом – после чего Минюст РФ потребовал ликвидации этой НКО. Вместе с тем, как считает эксперт по национальной безопасности Израиля Омер Достри, даже такой щекотливый вопрос, как судьба «Сохнута», может быть разряжена за счёт личных отношений между Нетаньяху и Путиным. Но вопрос в том, что даже российско-израильские отношения не могут больше «снимать с повестки дня» вопрос о том, что Иран и Россия стремятся расширить своё военное и военно-техническое сотрудничество. Смеем предположить – к этому решению Тегеран и Москву подтолкнуло то, что именно Израиль – вернейший союзник и партнёр США и Турции по Сирии, и что именно Израиль – «теневой» участник попыток США/НАТО выдворить из Закавказья Иран и Россию, ведь не для кого не секрет, что это именно Израиль – основной поставщик военной продукции в Баку.

В интервью «Al Jazeera» Омер Достри выразил сомнение, что сближение Тегерана и Москвы вообще окажет какое-либо влияние на национальную безопасность Израиля. Тель-Авив всего лишь будет выжидательно следить за продолжающимися поставками оружия – не предпринимая никаких действий. Эксперт-международник Дмитрий Кинг напоминает, что правительство Нетаньяху является коалиционным – и оно будет обязано учитывать позиции всех блоков и идти на уступки в случае необходимости. Вместе с тем, Нетаньяху, даже находясь в оппозиции, воздерживался от любых проукраинских заявлений, в отличие от своего предшественника Яира Лапида. Президент-фашист Украины Владимир Зеленский не постеснялся позвонить Нетаньяху, чтобы поздравить его с новым постом. Уж больно явно Владимир Зеленский выпрашивал у Тель-Авива новые системы вооружений – а когда ему было отказано, чуть ли не изрыгал проклятия в адрес исторической родины.

Как видно, у России в отношениях с Ираном полностью развязаны руки – оглядываться на позицию пока хранящего нейтралитет Израиля не стоит. Ну, а позиция Вашингтона, который уверен, что военная помощь Ирана откладывает перемирие в Украине, – абсолютно ничего не значит. Не добившись успеха на дипломатическом фронте, Вашингтон пытается действовать в информационном поле. Несколько американских СМИ сообщили о «готовящейся» поставке новой партии иранских беспилотников в Россию. Такой вброс, очевидно, должен был напугать Израиль. Впрочем, никаких подтверждений «расследователи» не представили. Производство одного беспилотника «Герань-2» (в нём, предположительно, используются иранские технологии) стоит всего $20 тысяч. А украинцы вынуждены сбивать их с помощью ракет NASAMS стоимостью до $500 тысяч каждая. «Герань-2» летает низко и медленно, ускользая от самых совершенных радаров, говорит профессор Университета Южной Дании Джеймс Роджерс. Запускаемые волнами по 6-7 штук за раз, дроны делают противовоздушную оборону Украины совершенно бесполезной. А учитывая, что теперь украинцы будут вынуждены сбивать «Герань» с помощью американских систем «Patriot», одна ракета которой стоит $1 миллион, то Вашингтон ещё сто раз подумает, стоит ли помогать Зеленскому.

Но, вполне вероятно, сейчас мало кто задумывается о «проблемах» Зеленского и Украины. БПЛА «Герань-2» – это, всё-таки, не иранская продукция, а сама Украина уклонилась от передачи иранской стороне доказательств того, что российские Вооружённые силы используют в рамках Специальной военной операции (СВО) на Украине именно БПЛА иранского производства. Что бы и кто бы, и – как бы ни говорил-ни утверждал из США или Европы. Израиль-то молчит на этот счёт. Так что, возможно, что Вашингтону и Евросоюзу пора уже смириться с тем, что военный союз России и Ирана – это надолго. И вот сообщение от 13 января убеждает – тут всё не ограничится лишь «простым» военным союзом Москвы и Тегерана. Глава МИД России Сергей Лавров 17 января 2023 г. встретится со своим иранским коллегой Хоссейн-Амиром Абдоллахияном, со ссылкой на заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой сообщило агентство РИА Новости. Захарова отметила, что в ходе переговоров в Москве будет обсуждаться процесс восстановления СВПД, вопросы двусторонней и международной повестки: «Предполагается продолжить заинтересованный обмен мнениями по ряду актуальных международных и региональных тем, включая ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, взаимодействие между двумя странами на международных площадках, включая ООН, ШОС, обстановку в Сирии, Афганистане, Закавказье и каспийскую проблематику». Официальный представитель МИД России также заявила: «Намечено обсуждение двусторонней повестки дня, в первую очередь её торгово-экономической составляющей в контексте реализации ключевых совместных проектов в области энергетики, транспорта, в других отраслях, в том числе с учётом перехода в завершающую фазу переговорного процесса по заключению полноценного соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном». А всё перечисленное – это, к сожалению для Запада и сионизма (впрочем, и для пантюркистов), означает, что Иран и Россия вышли на заключительную прямую по заключению двустороннего стратегического соглашения, о котором Тегеран и Москва уже чуть более года заявляли всему миру. И давайте не будем фантастами или умственно отсталыми – раз Лавров и Абдоллахиян обсудят и Закавказье, и Каспий, то у них в повестке дня – вопросы Армении, Арцаха и лже-азирпижана. Так что будет «веселей» и «веселей» в нашем регионе…

Սերգեյ Շաքարյանց