Турецкие фашисты расширяют зону оккупации в северном Ираке и убивают курдов…

Все здравомыслящие, умеющие логически думать люди сейчас волей-неволей спрашивают: против нас, армян, практически всем Западом были настроены лет 30, не меньше. Всё вопили о «территориальной целостности» какого-то лже-азербеджана. Почему «лже» – автор данных строк множество раз уже объяснял и в этом году, и в предыдущие годы. К вопящим с Запада (и даже из Израиля…) почти всегда прибавлялись и участники протурецкой клаки (причём за немалые денежки!) внутри России. Весь этот «интернационал демократов», вместе со всякими «зеленскими», буквально надрывался от радости, по дорогам своих стран всякие баннеры устанавливали типа «Карабах це азербеджан» и так далее. А как все наперебой «поздравляли» курдо-еврея Ильхама Алиева!..

Сейчас весь Запад с Израилем орут – ату русских и Россию! Никак нельзя демилитаризировать и денацифицировать нео-бандеровскую Украину. Санкции, санкции, седьмой пакет, тридцать седьмой пакет санкций… Но – и прямо сейчас, идёт оккупация Турцией северного Ирака, прямо сейчас идёт фашистское уничтожение тех курдов, которые не приемлют турецкой власти. И – что? Запад и Израиль защищают курдов? Обложили Турцию санкциями? Нет. Давайте разберёмся – в чём же дело? Почему армянам «нельзя» отобрать от турок и их «младших братьев» армянские же земли, почему русским «нельзя» вернуть себе земли Казачьего Войска Донского, а вот туркам – ВСЁ МОЖНО?..

Впрочем, попытаемся понять, а зачем Анкаре понадобилось нападать на Ирак и именно сейчас? Может, турки хотели напасть на Армению, да только жёсткие предупреждения (допустим, со стороны Иранской армии и КСИР) заставили Анкару «довольствоваться» северным Ираком?.. Итак, начнём разбираться. 18 апреля Турция объявила о начале новой трансграничной военной операции в Иракском Курдистане, которая получила название «Коготь-замок» («Pençe Kilit»). Всё внимание сконцентрировано на иракской провинции Дохук, где подразделения специального назначения Министерства обороны Турции при поддержке артиллерии высадились в районах Метина, Зап и Авашин и начали операцию против сил Курдской рабочей партии (PKK). Турецкий министр обороны Хулуси Акар заявил: «Задачи первого этапа спецоперации достигнуты. В отличие от предыдущих операций, эта будет длительной, так как Турция не остановится, пока не будет убит последний террорист».

Как мы уже предупредили, Запад молчит – турецкая военная операция не вызвала широкого осуждения в мировом сообществе, а постоянные военные действия Анкары против PKK уже расцениваются рядом стран как само собой разумеющееся действия. Особенно данный контраст заметен с реакцией западного мира на проходящую в это же время российскую специальную военную операцию на Украине. И Москва, и Анкара в рамках спецопераций стараются достичь безопасности вблизи своих границ, однако решающим выступает география ведения боевых действий – сражения в Европе вызывают тревогу, а на Ближнем Востоке – полное безразличие. Играет роль и фактор членства Турции в НАТО. И ещё –чужими для Запада являются курды, против которых началась очередная турецкая спецоперация. Именно потому, что конкретно эти курды – против Турции, то есть против НАТО. Особого рода «избирательный», протурецкий фашизм Запада…

Причём нынешняя трансграничная операция не является первой. Ещё в 1992 г. Анкара провела свою первую военную операцию против PKK в новообразованном Курдском автономном районе Ирака с привлечением тысяч военнослужащих, надеясь устранить угрозу, исходящую от курдских патриотов на приграничных территориях с Ираком и Ираном. Нынешняя операция «Коготь-замок» является продолжением серии из ряда операций «Коготь орла», начатой в мае 2019 г. За этим последовала операция «Коготь-тигр» в июне 2020 г. Третьим этапом наступления стала сразу двойная наземная и воздушная трансграничная операция, получившая название «Коготь-Молния» и «Коготь-Шаровая Молния», начатая в апреле 2021 г. Уже в феврале этого года ВВС Турции провели краткосрочную воздушную операцию «Зимний орёл». Все эти операции были сосредоточены на позициях PKK в иракской провинции Дохук и направлены на предотвращение перемещения курдских партизан между их базами, которые распространяются от гор Кандиль на иракско-иранской границе вплоть до сирийской границы. Хотя Турция до этого проводила множество крупных и мелких трансграничных операции в Ираке, именно в рамках серии «Коготь» Анкара обеспечила себе постоянный плацдарм в регионе. На сегодняшний день турки имеют более 40 военных пунктов на территории Иракского Курдистана. В прошлом году турецкий министр внутренних дел Сулейман Сойлу заявил, что Турция создаст базу в Метине для мониторинга региона и контроля маршрутов в горы на ирако-иранской границе, где базируется центральный командный центр PKK.

Ошибочно считать, что Турция ведёт боевые действия против всех курдов Ирака. Анкара в своих трансграничных операциях даже сотрудничает с Эрбилем – столицей Курдского автономного района Ирака. Из-за чего очень многие курды многократно обвиняли и обвиняют клан Барзани в предательстве. Ничего не напоминает, армяне и армянки?.. За два дня до начала «Коготь-замок» в Анкаре прошла встреча между президентом Турции Реджепом Эрдоганом и премьер-министром Иракского Курдистана Масруром Барзани, на которой также присутствовал руководитель турецкой разведки Хакан Фидан. Сторонами обсуждалась грядущая военная операция против PKK в Ираке и энергетическое сотрудничество. Примечательно, что именно 2 февраля – в дату начала воздушную операцию «Зимний орёл», Эрдоган принял у себя президент Иракского Курдистана. Уже на мюнхенской конференции по безопасности в этом году министр обороны Турции Хулуси Акар встретился с президентом и премьер-министром Иракского Курдистана Нечирваном Барзани и Масруром Барзани, а также с министром иностранных дел Ирака Фуадом Хусейном. Стоит отметить, что в прошлом году после визита министра обороны Турции Акара в Эрбиль началась трансграничная операция «Коготь-Молния» и «Коготь-Шаровая Молния». Всё это говорит о налаженных связях и взаимодействии между Анкарой и Эрбилем против PKK. А что это означает по сути? То, что турки «пользуют» одних курдов – против других курдов. Опять ничего не напоминает, армяне и армянки?..

Основные цели турецкой операции довольно ясны: уничтожение всех лагерей PKK в приграничных районах, наращивание турецких баз в Иракском Курдистане и изоляция турецко-иракской границы. Вероятно, в турецком командовании рассчитывают расширить буферную зону на севере Ирака. К тому же часть территории уже была занята отрядами ВС Турции в ходе предыдущих операций. Фигурирует также мнение, что целью операции «Коготь-замок» является захват района Зап, последнего оставшегося пути для PKK из Иракского Курдистана в Турцию, что подтверждает позицию о расширении буферной зоны как ключевой цели спецоперации. Официальную позицию выразил депутат правящей Партии справедливости и развития (AKP) Омер Челик: «В идеале наши соседние страны должны сами вытеснить террористические группировки со своей территории», – явно имея в виду Сирию и Ирак. – «Но поскольку они, похоже, не могут этого сделать, мы должны защитить наш народ, основываясь на праве на самозащиту, закреплённом в статье 51 Устава ООН».

Как уже писал выше автор данных строк, трансграничная турецкая операция проводится одновременно с российской специальной военной операцией, за которой последовало широкое санкционное давление на Россию, отразившееся на мировой конъюнктуре цен на энергоносители. С одной стороны, Анкара выступает посредником в переговорах между Москвой и Киевом, а с другой – стремится заключить сделку с Эрбилем по экспорту природного газа в Европу через свою территорию, где остро ощущается потребность в альтернативах российскому природному газу. Сами же курдские официальные лица выразили готовность экспортировать газ в Европу. Премьер-министр Масрур Барзани встретился со своим британским коллегой в Лондоне, где подтвердил стремление Курдского автономного района (KRG) обеспечивать поставки энергоносителей на европейский континент.Таким образом, в качестве одной из целей турецкой операции может являться оказание давление на ключевых акторов, которые выступают против попыток Курдистана экспортировать свою нефть в Европу через Малую Азию, например, на Патриотический союз Курдистана (ПСК – YNK), который контролирует почти половину регионального газа. Что такое YNK? Это же партия покойного ныне Джелала Ат-Талабани. Вполне даже проиранская политическая сила в Ираке и конкретно – в Курдском автономном районе. Всё понятно, граждане Армении?..

Но у фашизма турецкой военщины и лично Эрдогана есть фактор будущих выборов. На 2023 год в Турции запланированы президентские выборы. В настоящий момент Эрдоган сталкивается с экономическими и политическими вызовами внутри страны. Операция проходит на фоне растущего недовольства среди турок по поводу растущего уровня инфляции и стремительного роста цен, особенно на продукты питания и жильё. Соответственно, локальный военный конфликт может стать неплохим средством для отвлечения общественности от внутренних проблем. К тому же операции против PKK всегда бурно приветствуются турками-националистами. Большинство оппозиционных партий недавно объединили усилия, чтобы положить конец 10-летнему правлению Эрдогана, и теперь президент должен угодить своему крайне правому союзнику, «Партии националистического движения» (ПНД – MHP), с помощью таких военных кампаний, чтобы остаться у власти. Более того, операция может вызвать настроения отсталой турецкой черни против прокурдской «Демократической партии народов» (ДПН – HDP), которая борется с иском о её закрытии. Тем более, что несколько её членов обвиняются в связях с Курдской рабочей партией (PKK). Сама HDP осудила операцию Анкары в северном Ираке: «Военное нападение на территорию регионального правительства Курдистана является незаконным и противоречит международному праву. Стремясь изобразить себя миротворцем в кризисе между Украиной и Россией, AKP показала своё истинное лицо. Эта война за выживание AKP и мы не можем молчать».

Вот с кем «иреваньские турки» хотят «эпохи мира» и хотят заставить армян «любить турка». Подчеркнём: члены партии «Демократической партии народов» (HDP) – это граждане Турции, а не Армении или Ирака. И они – под фашистскими гонениями, они подвергаются преследованиям лишь в силу того, что не могут «забыть» о том, что они – курды, и симпатизируют вооружённой борьбе партизан из партии PKK. Но …«мировое сообщество» молчит, никаких санкций против Турции нет…

Սերգեյ Շաքարյանց