Фидановский шантаж Ирана не прошёл – Анкаре ответили резко…

В последние два дня мир с интересом, но и удивлением наблюдает за развитием дипломатической «словесной войны» между Турцией и Ираном. Всё началось с оскорбительных для иранской стороны «предупреждений» с плохо скрытыми угрозами и шантажом, озвученных турецким министром иностранных дел Хаканом Фиданом. В Иране должным образом расценили наглость турецкого контрразведчика и …. Но давайте по очереди. Потому что Анкара одновременно, по сути, «попёрла» и на Россию. А это уже говорит нам о том, например, что недавние «нападки» курда Алиева на те же Иран и Россию – «турецкого производства», то есть – явное англосаксонская «инициатива», ещё более конкретизировано, если учесть то, что происходит в США в связи с Трампом и в американской внешней политике, – то «инициатива» Англии (Великобритании).

На фоне того, как новая администрация США – т.е. администрация Трампа-Вэеса, старается сохранить лицо и получить назад деньги, сгоревшие вместе с техникой и боевиками «вооружённых сил украины» (ВСУ) на украинском театре военных действий, лидером западной коалиции стала же именно Великобритания – Англия, чья непримиримо-агрессивная позиция находит поддержку у Европейского союза (ЕС), точней – у ЕС-овской бюрократии, потому что уже многие страны-члены ЕС открещиваются от «украинизации» Европы, и трёх других англосаксонских стран.

Поскольку у Англии нет такой военной мощи, как у США, то она старается использовать для этого другие страны. В данном случае имеются все признаки того, что Лондон начал использовать в антироссийских и антииранских целях своего союзника – сионистскую Турцию. Как раз 28 февраля состоялись телефонные переговоры между английским премьер-министром Киром Стармером и президентом Турции Эрдоганом. Согласно официальной информации, они обсуждали двусторонние отношения, а также глобальные и региональные вопросы. Кроме того, Эрдоган заявил о стремлении Анкары к прекращению боевых действий между Россией и Украиной и даже о готовности организовать переговоры. Одним из участников саммита в Лондоне, прошедшего 2 марта, как известно, был и министр иностранных дел Турции Фидан. На этом саммите обсуждалась дальнейшая военная поддержка «ВСУ» и санкционное давление на Россию. Как известно, Турция не вводила прямые санкции против России, а вот оружие и военная техника турецкого производства не единожды были замечены на вооружении у ВСУ. Из комментария Фидана турецкой прессе в связи с саммитом самым важным было не то, что он фактически признал негативную реакцию европейцев на изменение политики США при Трампе и увеличение числа встреч, а то, что он подчеркнул важность вклада Турции в потенциальное мирное соглашение и в восстановление архитектуры европейской безопасности.

И судя по другим событиям, Анкара решила действовать заодно с Лондоном. После переговоров Стармера с Эрдоганом и участия Фидана в саммите в Лондоне, 3 марта начальник турецкого генштаба генерал Метин Гюрак провёл телефонный разговор с начальником британского генштаба адмиралом Тони Радакином (подробности разговора неизвестны). И в тот же день Эрдоган во время ифтара (вечернего приёма пищи) с участием иностранных послов в штаб-квартире Партии справедливости и развития (AKP) заявил: «Мы сохраняем нашу поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, в то же время веря, что решение не может быть достигнуто путём исключения России или Украины. Мы стремимся найти решение кризиса с самого первого дня, воздерживаясь от подливания масла в огонь. Благодаря таким инициативам, как Стамбульский процесс, Черноморская зерновая инициатива и обмен пленными, мы показали, что переговоры и примирение возможны даже в условиях войны. Мы подчёркивали при каждой возможности, что формулы, исключающие любую из воюющих сторон, обречены на провал».

При этом очевидно, что Эрдоган врёт. Анкара не собирается признавать Севастополь, Крым, ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области субъектами РФ, но при этом норовит попасть в переговорный процесс между Киевом и Москвой. Однако Россия точно не пойдёт на мир, при котором не будет юридического признания за Россией этих регионов. И как в таком случае допустимо считать искренними заявления из Анкары о мире? Да никак.

Точно что явно не для мирных целей в Турции проходят обучение будущие сотрудники завода по производству БПЛА на Украине, о чём ещё 26 февраля сообщил гендиректор компании Baykar Makina Халук Байрактар: «Сейчас мы на этапе обучения. У нас 20 студентов Киевского авиационного института и 14 сотрудников. Мы учим их на базе Baykar, минимум девять месяцев, и в течение обучения будет дополнительно прибывать новая группа людей. Поэтому мы готовимся – учим людей для предприятия, для запуска производства». Тогда же он добавил по поводу техники и оборудования для завода: «Мы заказали технику и необходимое оборудование. Поэтому мы продвигаемся вперёд. Мы хотим и надеемся на справедливый мир. Хотели бы сразу после этого стартовать. Мы к этому готовы. Готовимся и очень близки к этому».

В общем и целом, непризнание территориальных реалий в совокупности с продолжением строительства на Украине завода по производству БПЛА однозначно указывают на то, что, несмотря на миролюбивую риторику официальной Анкары, Турция поддерживает позицию Великобритании, выступающую за продолжение боевых действий на Украине. Но Турция в кооперации с Англией действует и против Ирана. 26 февраля Фидан дал интервью телеканалу «Аль-Джазира», в котором подверг критике политику Ирана: «Внешняя политика Ирана, которая осуществляется посредством ополченцев в регионе, очень опасна. Возможно, эта политика принесла Ирану некоторые выгоды, но цена сохранения этих выгод выше. Чтобы сохранить свои достижения в Ираке и Сирии, ему пришлось заплатить гораздо больше. Это мой личный анализ, и я говорил об этом Кассему Солеймани, когда он был ещё жив, – что эту внешнюю политику нужно изменить. Может показаться, что эта политика приносит вам успех, но в долгосрочной перспективе и на институциональном уровне она только обременит Иран и регион… Если политика будет продолжаться в том же духе, я не думаю, что это будет правильная политика. Если, поддерживая группу в другой стране, вы пытаетесь вызвать беспокойство в третьей стране – другие страны также могут беспокоить вас, поддерживая группы в вашей собственной стране. Это не то, что вы можете скрыть. У других также есть те же знания и возможности, что и у вас. Люди, которые живут в стеклянных домах, не должны бросать камни».

Просто подобное «туркское» заявление, содержащее завуалированные угрозы, не осталось без внимания Ирана. И 3 марта в МИД Ирана был вызван турецкий посол в Тегеране Хиджаби Кырлангыч. В ходе общения с ним помощник министра иностранных дел Ирана Махмуд Хейдари заявил: «Общие интересы обеих стран и деликатные региональные условия требуют избегать неуместных высказываний и нереалистичных анализов, которые могут привести к спорам и напряжённости в двусторонних отношениях… Ожидается, что основные исламские страны сосредоточат все свои усилия на прекращении преступлений и агрессии сионистского режима против угнетенного народа Палестины и других стран региона, включая Сирию». Более чем ясно и красноречиво – ты нам угрожаешь, Фидан? Получишь «ответку» на всём Ближнем Востоке, начиная с Сирии.

На следующий день (4 марта) в турецкое внешнеполитическое ведомство пригласили иранского посла в Анкаре, с которым обсудили как двусторонние отношения, так и антитурецкие высказывания представителей Ирана. Комментируя эти события, официальный представитель МИД Турции Онджу Кечели заявил: «Считаем, что вопросы внешней политики ни при каких обстоятельствах не должны использоваться в качестве материала для внутренней политики. В этом плане мы предпочитаем доносить критические сигналы, которые необходимо довести до сведения другой страны, непосредственно их адресатам. Мы пошли по этому пути и сегодня. Мы придаём большое значение отношениям с Ираном. Укрепление отношений между Турцией и Ираном важно для нас».

Хотя помощник министра иностранных дел Ирана, как заметно, говорил об Израиле и фактическом израиле-турецком союзе, в данном случае Турцию поддерживала ещё одна страна, т.е. Англия. Как раз 3 марта состоялись турецко-британские консультации, посвящённые Сирии и региональным вопросам, с участием Нуха Йылмаза, заместителя  Фидана, и британского министра по делам Ближнего Востока, Северной Африки, Афганистана и Пакистана Хэмиша Фалконера. Во время этих консультаций обсуждался и вопрос отмены санкций в отношении Сирии. Очевидно, что Лондон, пусть и нет открыто, а завуалированно, поддерживает политику Турции, направленную на выдавливание Ирана с Ближнего Востока. А стремление Анкары «тихой сапой влезть» в вопрос с Украиной говорит о том, что турки размечтались – выдавить РФ из Крыма и Новороссии. И тут поспел скоропалительный приезд в Турцию курда Алиева!.. Всё – все фишки домино легли на свои места на англо-турецком «игровом столе»?!..

Как видим, и в украинском, и в ближневосточном случае Анкара и Лондон действуют рука об руку против Москвы и Тегерана, подписавших, напомним, – 17 января этого года договор о стратегическом партнёрстве. Великобритания и Турция прекрасно понимают, что Россия, выдержавшая натиск западной коалиции при Джо Байдене, и Иран, десятилетиями живущий под санкциями, сотрудничая, могут отправить в небытие западно-центричный однополюсный мир. Поэтому Англия, провозгласившая себя лидером западной коалиции вместо США, будет прибегать к услугам Турции для того, чтобы противодействовать России и Ирану на Украине, в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Но, судя по всему, планы Лондона и Анкары могут… столкнуться с неожиданным не то чтобы «содействием» со стороны США или только лично Трампа в пользу не только России, но и Ирана (!!!), то, по крайней мере, с противодействием Вашингтона англо-турецким «шашням» и на Ближнем Востоке, и на Украине. Надо согласиться, что не зря 5 марта начали с Запада распространяться сообщения о том, что США просят Владимира Путина по сути стать посредником между Вашингтоном и Тегераном. Москва согласилась помочь администрации Трампа в вопросах, касающихся Ирана, включая ядерную программу и поддержку антиамериканских групп в регионе, такие фактически сенсационные сведения публикует американо-израильское агентство «Bloomberg». Согласно источнику, Трамп лично во время телефонного разговора в феврале попросил Путина выступить посредником на ядерных переговорах с Тегераном. Отмечается, что после этого высокопоставленные чиновники из администрации Трампа обсудили этот вопрос с российскими коллегами на переговорах в Саудовской Аравии через несколько дней. «Bloomberg» подчёркивает, что информация об этом якобы поступила от источников в Москве, которые «пожелали остаться анонимными из-за конфиденциальности темы». Не знаем, но пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков по сути не опроверг, но и не подтвердил эти слухи. А вот Юрий Ушаков, советник Путина по вопросам внешней политики, заявил, что американские и российские официальные лица договорились провести переговоры по Ирану во время недавней встречи в Саудовской Аравии, сообщает «The Times». «Мы обсудили ситуацию вокруг Ирана и договорились провести отдельные переговоры по этому вопросу», – сказал Ушаков, который был членом российской делегации.

Но тут, конечно, много чего следует прояснять. Даже на Западе признают, что известно, что за последний год Иран посетили несколько высокопоставленных российских специалистов по ракетам, поскольку Исламская Республика укрепляет оборонное сотрудничество с Москвой. А затем Старший советник Верховного лидера Исламской революции аятоллы Сейеда Али Хоссейни Хаменеи – бывший министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Велайети резко раскритиковал недавние необоснованные заявления министра иностранных дел Турции Фидана об Иране. Он предупредил, что некоторые турецкие чиновники должны понимать, что повторение необоснованных и интервенционистских заявлений не будет способствовать развитию двусторонних отношений между странами. Советник заявил, что Иран не позволит ни одной стране подрывать её глубоко укоренившиеся и исторические региональные связи безответственными заявлениями, сообщает иранский англоязычный телеканал «PressTV». «Исламская Республика Иран всегда придерживалась политики взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела других стран. Мы ожидаем, что турецкие официальные лица будут соблюдать дипломатический этикет и воздерживаться от необоснованных обвинений», – подчеркнул он.

Высокопоставленный советник подчеркнул, что Иран – могущественная страна с древней цивилизацией, которая последовательно работает над укреплением региональной безопасности и сотрудничества. Он подчеркнул региональное значение Исламской Республики, предупредив Турцию о том, что не стоит недооценивать положение и силу страны в регионе. «Если некоторые деятели в Турции считают, что, повторяя неверные заявления, на которые повлияли иностранные державы, они могут ослабить позиции Ирана в регионе, то они сильно ошибаются, – сказал он.- История доказала, что Иран остаётся верен своим принципам и будет соответствующим образом реагировать на любое неуважение». Отметив, что Иран и Турция географически близки и имеют общие интересы, Велайети подчеркнул, что турецким чиновникам необходимо избегать заявлений, которые могут ухудшить отношения между странами. «Исламская Республика Иран всегда открыта для диалога и взаимодействия, но она не будет молчать перед лицом безосновательной риторики», – добавил он.

Напомнил советник аятоллы и о Сирии. Говоря о ситуации в этой стране, Велайети заявил, что будущее арабской страны остаётся неопределённым, и добавил, что, судя по признакам, уже начались попытки её разделить. «Различные группы, включая курдов, алавитов, ДАИШ [т.е. «Исламское государство», ИГ – прим.] и “Хайат Тахрир аш-Шам, каждая из которых претендует на разные части страны. Вероятность гражданской войны остается высокой», – предупредил он. Он также указал на присутствие в Сирии иностранных войск, в частности израильского режима, США и …Турции, что, по его словам, повышает риск разделения страны. «Недавно министр иностранных дел Израиля встретился с представителями ЕС и открыто заявил, что Сирию следует разделить по этническому и религиозному признаку. Это раскрывает их планы, и сирийский народ должен сохранять бдительность», – заявил советник. В то же время он похвалил стойкость сирийского народа, отметив, что исторически он поддерживал палестинское дело. Советник привёл множество примеров того, как сирийский народ приносил значительные жертвы ради палестинцев и их освобождения от израильской оккупации и агрессии, отметив: «Учитывая это наследие, сирийцы в конечном счёте освободят свою страну от иностранных заговоров»…

Не знаем, окажется ли прав г-н Велайети в отношении Сирии. Но нет сомнений, что он дал отповедь Фидану и откровенно намекнул Анкаре, что Иран готов постоянно «отвечать» туркам на скрытые угрозы… Официальный представитель МИД Ирана Эсмоил Багаи на брифинге призвал Турцию и другие страны сосредоточиться на создании безопасного региона вдали от конфликтов. То есть иранское МИД также отреагировало на глупости Фидана. Он также сказал: «Мы очень высоко ценим двусторонние отношения с Турцией. Мы осознаём важность и наличие взаимных интересов в этих отношениях между двумя соседними и исторически связанными странами». Благодаря мудрому подходу обе страны смогли преодолеть разногласия, не навредив отношениям, добавил он. Но Турция и другие страны должны рассмотреть возможность создания безопасного региона без конфликтов: «Мы считаем, что Турция осознаёт важность поддержания и развития двусторонних отношений, основанных на национальных интересах двух стран, и стремится к этому». Иными словами, шантаж и завуалированные угрозы Фидана не прошли.

 

Սերգեյ Շաքարյանց