Переговоры Путин – Раиси в Москве состоялись…

Визит иранской официальной делегации во главе с президентом страны Аятоллой Сейедом Эбрахимом Раиси в Россию 7 декабря, конечно же состоялся. Что и говорить – для мира пусть и не на весь декабрь 2023 года, но, по крайней мере, для конца текущей недели декабря станет самым важнейшим политическим событием. Реально – всепланетарного масштаба и значения, учитывая то, что, как сообщали различные, в том числе и западные СМИ, недавние встречи президента РФ Владимира Путина с лидерами ОАЭ и Саудовской Аравии говорят о его желании создать континентальный альянс по преодолению кризисных ситуаций без привлечения Запада, то есть – по сути, Россия пытается «увести от США страны Ближнего Востока». Ну, а Иран и сам, причём многие десятилетия назад, так сказать, «ушёл» от США. Но, само собой, что визит президента аятоллы Раиси в Москву, да ещё с двухдневным пребыванием в российской столице,  также можно рассматривать и как процесс консолидации стран Ближнего Востока, если и не вокруг, то «рядом» с Россией.

Озадачивает, да и настораживает, что ни российские, ни иранские СМИ не особо активно освещали сами переговоры в Москве между президентами Путиным и Раиси. Видимо, это должно означать, что большая часть переговоров шла в совершенно секретном ключе. Не для, так сказать, обывателей и досужих болтунов. Из-за этого решили ознакомить население Армении с тем, о чём писали ведущие СМИ Ирана о приезде президента Раиси в РФ. Напомним, что Аятолла Раиси совершает данный визит по приглашению российского коллеги, и это обстоятельство намекает на то, что в Москве некие необходимые и ранее анонсированные решения уже приняты.

Перед отлётом из Тегерана, как сообщали иранские информагентства, в частности, и IRNA. президент Ирана заявил во время беседы с журналистами, что он должен быть в Москве, чтобы следить за усилиями по немедленному прекращению бомбардировок Газы и осады людей в Секторе Газа. В планах визита в Москву будет проведение переговоров о путях отправки гуманитарной помощи в Палестину и помощи палестинцам в реализации их законных прав, подчеркнул президент Раиси. Далее он сообщил, что его визит происходит по приглашению президента России для обсуждения критической ситуации в регионе и рассмотрения путей расширения двусторонних отношений в различных областях. Согласно высказыванию президента в аэропорту Мехрабад, в последние годы Тегеран и Москва предприняли хорошие шаги в направлении укрепления двусторонних связей и служения региональным интересам. Он подчеркнул, что Иран и Россия следят за региональным миром и стабильностью, поскольку имеют общее отношение к региональным и внерегиональным проблемам. Говоря же о двустороннем сотрудничестве, президент Раиси в качестве областей отношений назвал вопросы энергетики, промышленности и сельского хозяйства. В то же время, иранские СМИ не преминули уточнить, что основной повесткой дня президента ИРИ во время этого визита является координация по двусторонним вопросам, включая экономическое взаимодействие, а также обсуждение всех региональных и международных вопросов, а не только о Газе и Палестине, т.е. – а кто сказал, что нет?! – и по Сирии, и по Закавказью, и по Средней Азии с Афганистаном… Да или нет? Конечно, – да.

Более существенной, на наш взгляд, выглядит следующая информация агентства IRNA, потому что она распространялась уже после того, как президенты Путин и Раиси встретились в Кремле. Президент Исламской Республики Иран встретился с президентом России и заявил, что то, что сегодня причиняет страдания человечеству, – это унилатерализм и несправедливый мировой порядок, и его проявление можно увидеть в Газе. Аятолла Раиси на этой встрече заявил: «У Ирана и России хорошее сотрудничество в области энергетики, сельского хозяйства и научных исследований, и можно предпринять лучшие шаги в интересах обеих стран и правительств». Он подчеркнул: «То, что происходит в Палестине, – это геноцид и преступление против человечности, и это прискорбно, что более 5000 детей были убиты сионистским режимом». По сообщению IRNA, Аятолла Раиси был встречен Александром Новаком, первым заместителем премьер-министра, и Сергеем Рябковым, заместителем министра иностранных дел РФ, в международном аэропорту Внуково Официальные лица обеих стран после размещения на трибуне и исполнения национального гимна осмотрели церемониальный отряд. Затем президент России в Кремле принял президента Исламской Республики Иран. Иранский президент описал преступления оккупационного сионистского режима против беззащитного населения Газы как геноцид и преступление против человечности, и добавил: «Ещё более печально то, что эти преступления поддерживаются США и западными странами, или сталкиваются с молчанием и равнодушием международных организаций и структур, заявляющих о защите прав человека, и выявляют их неэффективность».

Раиси, отметив, что в настоящее время в Секторе Газа каждые 10 минут умирает один обездоленный ребёнок, подчеркнул необходимость как можно скорейшего прекращения бомбардировок и преступлений против палестинцев в Газе как самой важной проблемы сегодняшнего мира. Президент Путин выразил своё удовлетворение по поводу визита президента Исламской Республики Иран в Москву и подчеркнул: «Отношения между двумя странами находятся на лучшем уровне, и мы уверены, что при поддержке Верховного лидера Исламской революции Ирана эти отношения станут более широкими и динамичными». Он отметил заметный интерес российских торговцев к иранским торговым выставкам и 20-процентный рост торговли между двумя странами с оборотом в 5 миллиардов долларов за прошедший год как показатель решимости Тегерана и Москвы открыть новую главу в отношениях и добавил: «Проекты автомобильного и железнодорожного транспорта успешно продвигаются между двумя странами, а предыдущее сотрудничество Ирана и России в энергетической сфере испытывает условия роста». Путин также отметил, что две страны имеют общую точку зрения по региональным вопросам, и обсуждение и обмен мнениями по вопросу Палестины и Газы являются одним из основных направлений двусторонних переговоров между Ираном и Россией.

Тем не менее, всё равно – информация о ходе переговоров между Путиным и Раиси крайне скудна. И мы не в состоянии решить, что было озвучено во время обмена мнениями ни о Сирии, ни о Закавказье, и так далее – за исключением палестино-израильской войны и ситуации конкретно в Секторе Газа. Но и в данном вопросе, как мы предполагаем, были во время переговоров и несогласованности, хотя стороны утверждают, что их подходы в основном совпадают. Дело в том, что за трое суток до визита президента Ирана в Москву, президент Иранского стратегического совета по международным отношениям Камаль Харази заявил, что говорить о решении вопроса о двух государствах в Палестине непрактично, потому что прямо сейчас только 20% палестинской земли находится в руках палестинцев, и даже на этих 20% есть много поселенцев, которые оккупировали палестинскую землю. В интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира» Харази сказал, что окончательным решением будет создание единого государства, состоящего из мусульман, христиан и евреев, по решению коренных народов, которые жили на этой земле. Решением должен быть разумный план, который можно было бы предложить в качестве решения. Например, в случае с ЮАР они, наконец, устранили режим апартеида и договорились о демократическом государстве, сказал он, отметив, что решение об одном государстве в наши дни получает всё большую поддержку во всем мире. В ответ на вопрос о решении ООН о двух государствах, основанном на границах 1967 года, Харази подчеркнул, что «это, конечно, их личное дело. У нас есть своя позиция, но мы не собираемся диктовать её другим».

Далее он отметил, что даже в 1947 году, до создания Израиля, Иран выступал против решения о двух государствах в ООН. В то время представитель Ирана выступил с речью и сказал, что при решении вопроса о двух государствах боевые действия никогда не прекратятся, и кровопролитие будет продолжаться на протяжении многих лет. И это было правильно. Поэтому, в конечном счете, должно быть одно государство, где палестинцы и другие люди жили бы вместе, отметил Харази. От автора данных строк – именно это предложение составляло ядро выступления Верховного лидера Исламской революции Ирана Аятоллы Сейеда Али Хоссейни Хаменеи в иранском Мажлесе (парламенте) в феврале 2017 г. во время крупной Межпарламентской международной конференции в Тегеране по теме «Вместе поддержим борьбу за освобождение Палестины». В двух словах о расхождениях между Россией и Ираном по палестинскому вопросу – после 7 октября Москва, в том числе и на уровне президента Путина, несколько раз публично требовала, чтобы было реализовано решение о создании двух государств в Палестине… То есть именно то, что господин Харази (читаем: Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи!..) охарактеризовал – «говорить о решении вопроса о двух государствах в Палестине непрактично»…

Но гораздо трудней «нащупать», какие могли быть несогласованности между Путиным и Раиси по Закавказью и Сирии. Допустим, что на Закавказье косвенно указывает упоминание о том, что – «Проекты автомобильного и железнодорожного транспорта успешно продвигаются между двумя странами…». Всем же понятно – коли сейчас не XIX-й и даже не начало XX века, то Россия и Иран больше не имеют общей границы. Следовательно, все «проекты автомобильного и железнодорожного транспорта между двумя странами», – это именно разговор о Закавказье и о коммуникациях в нашем регионе. Идём дальше – так это ж «коридор Север – Юг»! Углубляемся: ой, так это ж и есть разговор ОБ АРЦАХЕ, об Армении и лже-азарпижане!!! Почему и об Армении с лже-азарпижаном, а не только об Арцахе?!.. Потому что: 1) Арцах оккупирован и на деле – в стороне от главных коммуникаций; 2) Армения – это пока что всё ещё часть иранского проекта «Персидский залив – Чёрное море». Транспортный коридор из Индии через Иран и Армению станет надëжным путëм в Европу, такой уверенностью поделился 5 декабря посол Исламской Республики в Ереване Мехди Собхани на конференции «Новые региональные реалии и „Перекрëсток мира“», проходившей в армянской столице. Иранский дипломат напомнил, что самая короткая сухопутная граница у Ирана с Арменией (35 км), при этом отметив, что она «одна из лучших по качеству», всегда была границей мира и дружбы. Торговый оборот между двумя странами достиг $ 1 млрд. «Мы пытаемся изучить скрытый потенциал наших стран. Нет сомнений в том, что транзитная инфраструктура, а также открытие региональных коммуникаций не только поспособствуют укреплению двусторонних отношений, но и откроют путь к региональному развитию», – подчеркнул глава иранской дипмиссии в Ереване. По его словам, транспортный коридор из индийского порта Мумбаи в иранский порт Чабахар, далее к Армении и через Грузию – к Чëрному морю, станет надëжным маршрутом для отправки товаров в северном направлении и в Европу. Прокладывание этого коридора, по словам Собхани, застрахует страны, по которым он пройдëт, от воздействия внешних факторов…

Вот так вот. И нам остаётся лишь добавить, что, согласно информагентству IRNA, именно с 7 декабря Командующий Сухопутными войсками армии Ирана генерал Кьюмарс Хейдари, во время визита на северо-восточную границу страны и 30-й полк, а также учебный центр 04 Бирджанд, обсудил важность северных границ и подчеркнул, что эти подразделения вооружённых сил уделяют особое внимание северным регионам Ирана, и заявил, что в ближайшем будущем Сухопутные войска армии разместят ракетные, беспилотные, артиллерийские и мобильные ударные подразделения в этих (т.е. северных) регионах. Он добавил, что границы севера страны будут укреплены. Командующий Сухопутными войсками армии генерал Хейдари подчеркнул, что различные подразделения Сухопутных войск армии уже размещены на северо-восточных, юго-восточных, юго-западных, северо-западных и западных границах страны, и добавил: «Размещение подразделений Сухопутных войск армии на границах страны не означает, что какая-либо угроза угрожает священной системе Исламской Республики Иран, но это связано с разведывательным контролем, поддержанием боевой готовности, повышением боевой готовности и улучшением навыков персонала». Так или иначе, но на всех северных, да и южных границах Ирана идёт существенное, качественно новое усиление оборонительно-наступательных армейских систем, в том числе – ударных подразделений различных родов войск. Думается, что и проблемы данного характера (т.е. связанных с безопасностью северных границ Ирана) были предметом конфиденциальной части переговоров Путина и Аятоллы Раиси в Москве, и мы не исключаем, что именно эти темы, а не Газа с Закавказьем, были для президентов России и Ирана ключевыми… 

Սերգեյ Շաքարյանց