Из Сирии турецких оккупантов «попросят на выход»… А из Арцаха?..

Итак, как мы и предупреждали в наших материалах, в интервью на сайте livenews.am, с 10 мая в Москве начался сложный процесс, правда – пока только по Сирии, но зато с непосредственным участием Ирана. Турции не удалось «выскрести» Иран из процесса сирийского урегулирования – и не зря министр иностранных дел ИРИ Хоссейн-Амир Абдоллахиян заранее прибыл в российскую столицу. Он, кстати, с утра в среду 10 мая в среду провёл встречу со своим сирийским коллегой Фейсалом Микдадом. Понятное дело – мы пока не знаем, чему посвятили свои переговоры господа Абдоллахиян и Микдад. И по понятной причине, обратили внимание на то, что сообщалось из Тегерана, да и Турции – потому что кое-что турки всё же признали. Однако – давайте обо всём по порядку…

Согласно сообщению иранского государственного информагентства IRNA, Хоссейн-Амир Абдоллахиян заявил, что четырёхсторонняя встреча в Москве передаёт сильное послание в рамках установления мира и стабильной безопасности в регионе и укрепления добрососедства между Турцией и Сирией. Выступая на этой встрече глав МИД Ирана, РФ, Сирии, Турции, министр иностранных дел Исламской Республики заявил: «Сегодня мы находимся в особой и уникальной международной ситуации, все признаки свидетельствуют о переходном процессе в мировом порядке, об упадке мощи США и усилении регионализма». Глава внешнеполитического ведомства Ирана также предлагал создать комитет из старших экспертов четырёх стран, чтобы следовать за итогами встречи.

По словам иранского министра, традиционные сверхдержавы больше не могут навязывать своё мнение и действовать в одностороннем порядке, как в прошлом. «Это дало возможность зрело и с политической инициативой решить проблемы Сирии и обеспечить безопасность, стабильность и развитие в этой стране и регионе», – добавил он.Указав на успешный опыт «Астанинского процесса», Амир-Абдоллахиян назвал встречу в Москве дополнением к данному процессу: «Мы считаем, что Турция и Сирия могут преодолеть прошлые события и решить свои проблемы на основе добрососедства, углубления сотрудничества и диалога», – отметил высокопоставленный иранский дипломат. Глава МИД Ирана отметил, что военные действия не только не решат проблемы, но и вызывают человеческие и материальные ущербы и усложняет споры. «Исламская Республика Иран считает, что любое политическое решение вопросов, касающихся Сирии, должно быть направлено на то, чтобы Сирийская Арабская Республика могла осуществлять свой национальный суверенитет на всей своей территории. Размещение сирийской армии на границах и совместное обеспечение безопасности с соседями может решить проблемы безопасности Анкары и других соседей и предотвратить деятельность террористов и сепаратистов. Такой подход также способствует установить добрососедские и стратегические отношения между двумя сторонами и приведет к выводу турецких вооруженных сил из общих приграничных районов с Сирией по графику», – заявил министр. Он добавил, что сильная и независимая Сирия сможет побороть терроризм, сепаратистов, оккупацию американскими войсками и хищение национальных ресурсов этой страны. Амир-Абдоллахиян также подчеркнул необходимость борьбы международно сообщества с терроризмом и осудил удары сионистского режима по Сирии, в частности, по гражданским районам и объектам.

Но до этих заявлений иранский министр, помимо переговоров с сирийским коллегой, провёл отдельную встречу с министром иностранных дел Турции, а затем – и с российским министром Сергеем Лавровым. По сообщению IRNA, на их совместной двусторонней встрече глава МИД РФ сказал г-ну Абдоллахияну: «Мы очень рады, что у нас налажено тесное сотрудничество с Исламской Республикой Иран в решении сирийского вопроса». Вроде бы мало что значащая фраза, но – Кремль не просто рад, а – ОЧЕНЬ РАД, что Иран участвует в решении сирийского кризиса. Между прочим, в составе иранской делегации-то были не только представители МИД Ирана. И вот ещё один итог, в сущности, отдельных российско-иранских переговоров в Москве. Помощник президента ИРИ по вопросам науки, технологий и экономики знаний Рухолла Дехгани Фирузабади во время своей встречи с помощником президента Российской Федерации в области науки и технологий Андреем Фурсенко счёл необходимым сформировать Высший комитет по совместному сотрудничеству между Ираном и Россией в области технологий и совместного инвестиционного фонда. Рухолла Дехгани Фирузабади на встрече с Фурсенко упомянул о потенциальных возможностях технологического сотрудничества между Ираном и Россией и сказал: «В регионе происходит формирование новых полюсов науки и техники». Фирузабади отметил, что Россия и Иран являются главными действующими лицами в области знаний и технологий в регионе и мире с их историческим прошлым и ценными достижениями, и поэтому настало время сформировать двустороннее сотрудничество между двумя странами, особенно в различных научных и технологических вопросах. Он указал на формирование Высшего комитета по технологическому сотрудничеству между Ираном и Россией и реализацию технологических проектов с конкретными задачами и в точные сроки, подчеркнув, что возрождение этого комитета станет хорошим фокусом и отправной точкой для будущего сотрудничества, развития инноваций, проектирования и определения будущего технологические проекты. Фирузабади также коснулся подписания в прошлом году соглашения о сотрудничестве стоимостью почти в 3 миллиарда долларов в области нефти, газа, энергетики, водоснабжения и электроснабжения и выразил надежду, что оно будет реализовано в виде крупных проектов в стране в течение 4 лет, сообщило агентство IRNA.

Честно говоря, мы умышленно не акцентируем внимание на том, что заявляла и какие итоги выделяла Россия в итоге переговоров от 10 мая в Москве, а в основном передаём то, что заявляла иранская сторона. Любому непредвзятому исследователю совершенно очевидно, что Москва, и именно – начиная с многострадальной Сирии, откровенно «заигралась» с Турцией в то самое «добрососедское братство». Так что этот «любовный роман» Москвы и Анкары, в принципе, и стал одной из причин торможения урегулирования сирийского кризиса и является главной причиной того, что всё ещё сохраняется турецкая оккупация Северной Сирии – даже без учёта того, что турки свою оккупацию согласовывали не с Россией, а именно с США. Но кто (!?) же служит «тормозом» тогда, когда Иран и проиранские силы в Сирии хотят что-то предпринять?.. Естественно, что не Турция с США, а именно Россия.

Теперь приведём текст четырёхстороннего, совместного заявления по итогам встречи министров иностранных дел России, Ирана, Сирии и Турции в Москве 10 мая 2023 г. Участники встречи «четвёрки» в Москве договорились, что заместители министров иностранных дел возьмут на себя задачу составления дорожной карты по укреплению отношений между Турцией и Сирией в координации с министерствами обороны и безопасности четырёх стран. Министры иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных дел Исламской Республики Иран Хоссейн-Амир Абдоллахиян, министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики Фейсал Мекдад и министр иностранных дел Турции Чавушоглу встретились в среду в Москве, где министры провели основные и откровенные обсуждения по вопросы, связанные с возобновлением правительственных отношений между Сирией и Турцией. Что касается резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 и официальных заявлений в рамках Астанинского процесса, участники подтвердили свою приверженность территориальной целостности Сирии, невмешательству во внутренние дела и борьбе со всеми формами терроризма, сепаратизма и экстремизма в этой стране. Они также подчеркнули важность увеличения международной помощи Сирии, в том числе с целью содействия добровольному, безопасному и достойному возвращению сирийцев на свои земли и послевоенному восстановлению. На этой встрече министры обменялись мнениями в позитивной и конструктивной атмосфере и договорились о том, что технические контакты и обсуждения на высоком уровне будут продолжены в будущем в этом четырёхстороннем формате.

Заявление много что проясняет, – конечно, если вдруг поверить, что турки в реальности добровольно уберутся из Северной Сирии. И в том числе – прекратят закулисно поддерживать и помогать террористам. Вон же – Сергей Лавров на встрече громогласно предупредил, что США формируют новую террористическую группировку с участием боевиков из различных террористических организаций. В данном контексте он отметил: «Соединённые Штаты уже не удовлетворяются поддержкой самопровозглашенных курдских властей в Заевфратье и накачиванием оружием созданных ими незаконных вооружённых формирований. По нашим данным, американцы приступили в окрестностях сирийской Ракки к созданию так называемой „Армии свободной Сирии“ с участием представителей местных арабских племён, боевиков ИГИЛ и других террористических организаций. Цель очевидна – использовать этих боевиков против законных властей Сирийской Арабской Республики для дестабилизации обстановки в стране. Данный вопрос недавно обсуждали наши военные коллеги, которые договорились о схеме совместных действий на этом направлении. Надеюсь, что все намеченные шаги будут успешно реализованы». Зря так надеетесь, Сергей Викторович – американцы «попросят» ваших любименьких турков, и Турция в очередной раз станет куратором новых «старых» террористов в Сирии, благо что и до 2023 г. на своей зоне оккупации турки активно вооружали, тренировали и т.д. точно таких же террористов, которые тоже себя именуют что-то типа «Свободной сирийской армии», и так далее. Господин российский министр – напоминаем вам, что когда в конце апреля прошли переговоры министров обороны четырёх стран, то Министерство обороны Сирии тогда заявило, что обсуждался вопрос именно о выводе турецких войск с территории этой страны.

Тем не менее, 10 мая стал известен и один косвенный результат переговоров в Москве. Как признался турецкий министр обороны еврей дёнме Хулуси Акар, в Сирии будет создан Военный координационный центр с участием Турции, России, Сирии и Ирана. А 10 и 11 мая пройдут переговоры заместителей министров обороны Турции, России и Украины по якобы «сделке по зерну». Мы выделяем, конечно, турецкое признание о том, что больше не будет «трёхстороннего формата» по военным вопросам в Сирии – теперь только с участием Ирана. Поясним: с 2021 г. (правда, из неофициальных источников) известно, что Иран в «мягкой форме» потребовал для себя место (т.е. участие) и в Мониторинговом центре по наблюдению за перемирием в Арцахе. Иранцам якобы обещали, что «по мере стабилизации» их желание будет удовлетворено. Так вот – изначально ведь и в Сирии же турки с турко-евреями были против участия Ирана в решении военных вопросов. А сейчас, как мы видим, из Анкары министр Акар признаётся, что будет совместный четырёхсторонний Военный координационный центр, и именно с участием Ирана.

В заключение приведём кое-что из эксклюзивного интервью иранского президента аятоллы Сейеда Эбрахима Раиси сирийскому информагентству SANA и телеканалу «Ас-Сурия», о котором иранское агентство IRNA сообщило 8 мая, т.е. за 2 дня до встречи в Москве. Иранский президент подчеркнул, что позиция Сирии правильная: несмотря на угрозы и введённые против неё санкции, она противостоит силам глобального зла, чтобы достичь справедливости и мира. Раиси указал, что американцы оккупировали некоторые районы Сирии, чтобы расхищать национальные богатства страны в попытке достичь своих целей, которых им не удалось осуществить с помощью терроризма. Сопротивление сирийского народа разрушит их планы, и победа непременно будет за Сирией, уверен иранский лидер. Решением проблем соседних с Сирией стран является возвращение всех сирийских земель под суверенитет государства. Нигде на сирийской территории не должно быть турецких войск, – очень однозначно заявил президент Ирана. Отвечая на вопрос о сирийско-турецких отношений, Раиси ещё раз сказал, что на сирийской территории не должно быть присутствия турецких сил. Говоря об иранско-сирийских отношениях, Раиси отметил, что они приобрели новую форму после победы Исламской революции в Иране. Он особо обратил внимание на занятую ещё Хафезом аль-Асадом твёрдую позицию в поддержку палестинского дела и Оси Сопротивления в противостоянии сионистскому территориальному образованию, этой позиции неизменно придерживается и нынешний президент Башар аль-Асад. По словам иранского президента, Сирия занимает видное место среди стран Оси Сопротивления, находясь в авангарде решительной борьбы с сионистской алчностью, амбициями и агрессией. Противостояние сионистам единым фронтом вместе с палестинским народом является первоочередным вопросом внешней политики Ирана. Имам Хомейни заявлял, что палестинское дело – центральный вопрос исламского мира, и задача освобождения Иерусалима всегда имеет приоритетное значение.

Отношения между Сирией и Ираном неуклонно укрепляются и расширяются, поскольку ось зла во главе с сионистским образованием и США плетёт различные заговоры против Сирии. Раиси задался вопросами: как были созданы эти группировки, как поддерживали их, и кто облегчил им доступ в Сирию? Отвечая на свой вопрос, он сослался на заявления самих американцев. Так, один из кандидатов на выборах сказал: «Мы те, кто создал ДАИШ». [т.е. ИГИЛ – примечание] Это явное американское признание, и налицо очевидное противоречие, что они хотят бороться с ДАИШ. Они сами создали ДАИШ и такфиристские группировки, и разглагольствуют о том, что хотят с ним бороться, несмотря на угрозы и санкции против Сирии, введённые американцами и Западом. По словам иранского президента, Сирия противостоит силам глобального зла, чтобы добиться справедливости и мира. «Мы в Иране под руководством имама Хаменеи придерживаемся неизменной позиции в поддержку сирийского народа и оси сопротивления», – сказал он. Сирия не бедная страна, а богатая. Она богата своими людьми, сельским хозяйством и природными ресурсами. США и некоторые западные страны, связанные с сионистским образованием, не могут ослабить Сирию вооруженным способом, поэтому они пытаются ослабить ее экономику, введя экономическую блокаду. Без сомнения, они потерпят поражение благодаря сопротивлению Сирийской Арабской армии и сирийского народа. Более того, предпосылкой к победе стали события, происходящие в мире, они своего рода являются переходом к новому миропорядку и формированию новых сил против односторонних действий США, добавил Раиси. Сирия сопротивляется войне и вызовам, развязанным США и Израилем в течение последних 12 лет, и сегодня условия изменились в том смысле, что многие страны, которые вводили ограничения в отношении страны, изменили свою позицию, что означает, что Сопротивление победило…

Как может заметить практически любой объективно настроенный читатель, тезисы из интервью иранского президента Раиси гармонично дополняют и Совместное заявление министров иностранных дел по итогам переговоров в Москве, и признание турецкого министра обороны Акара о создании четырёхстороннего Военного координационного центра с участием Ирана. Вот так и создаются реальные предпосылки для удара по геополитическим амбициям Турции и пантюркизма – уступкой иранскому давлению и признанием всё возрастающей роли Ирана. Жаль, что пока только в Сирии, а не, допустим, в Закавказье, в нашем многострадальном Арцахе

Սերգեյ Շաքարյանց