Иран «разрешил недопонимание» с Баку и готовится «заняться» Турцией…

Совсем недавно мы уже сообщали, что заявление председателя Мажлеса парламента) Ирана господина Мохаммада Бакера Галибафа о том, что «недопонимание между Тегераном и Баку разрешено», сделанное после его возвращения из Турции в рамках в 13-й сессии Азиатской парламентской ассамблеи (АПА), носит в себе элементы угрозы – как для Армении, так и для Арцаха. И это заявление по сути подтвердило печально-траурное предположение нашего ереванского тюрколога Варужана Гегамяна о том, что «Турция и Азербаджан под предлогом обеспечения своей безопасности практически беспрепятственно занимают большую часть Сюника, заранее идя на компромиссы с Ираном (сирийский вариант)». Согласимся априори: учитывая также, что ожидается и визит господина Галибафа в Баку, а президент Ирана аятолла Сейед Эбрахим Раиси объявил и об ожидающемся его официальном визите в Турцию, ситуация становится вполне предсказуемой. И мы понимаем, что господин В.Гегамян прав во многом – сговор, но на сей раз – Ирана с пантюркистами, тоже весьма вероятен.

Вот почему мы считаем крайне важным следить не только за российско-турецким «любовным романом» (в рамки которого входит и повышенная терпимость Москвы к выходкам, в том числе и антирусским, со стороны фашистского режима курда Алиева…), но и за тем, как же будут развиваться отношения и переговоры с Анкарой и Баку, которые проведут власти Ирана. И понятно – почему: в Тегеране отлично видят, что «власти» Армении ведут дело к вышвыриванию российского военного присутствия из Армении и, соответственно, к сдаче территории нашей республики под оккупацию со стороны НАТО/Запада, который будут представлять турецкие военные (можно и – вояки кавказа-татар, ибо это одно и то же). Отказать властям Ирана в законном праве задуматься над угрозами своей собственной безопасности – на наш взгляд, ни один армянин (ни прозападный, ни пророссийский) не вправе, не дал Бог такого права армянам. В то же время никто, кроме армян, не обязан «заниматься» вопросом обеспечения безопасности армян, тем более – сохранением территорий Армении и Арцаха.

В конце прошлого года и в начале текущего, казалось бы, мы получали сигналы из Тегерана, которые внушали определённый, но осторожный оптимизм. Так, высокопоставленный иранский военный генерал-майор Голам-Али Рашид заявлял, что мощь Вооружённых сил Ирана «разрушительна для врага», и предупредил, что любая страна, которая сотрудничает с «сионистским режимом» [т.е. Израиля], чтобы угрожать национальной безопасности Ирана, станет мишенью для вооружённых сил страны. Как заявил заместитель командующего иранской армией контр-адмирал Хабиболла Сайяри, массовые иранские военные учения напомнят государствам региона о существующих возможностях Ирана и о том, что им не нужны никакие иностранные державы для обеспечения безопасности в регионе. В частности, он заявлял: «Присутствие внерегиональных стран и поджигателей войны никогда не приносило в регион Западной Азии ничего, кроме отсутствия безопасности, войны и оккупации».

И перед Новым годом Иран однозначно дал понять «апшеронским» пантюркистам, что вышеприведённые внушения касались именно кавказа-татар. Министр иностранных дел Ирана Хоссейн-Амир Абдоллахиян в телефонном разговоре со своим бакинским коллегой Джейхуном Байрамовым подчеркнул несогласие Ирана с присутствием иностранных государств в регионе, сообщало иранское новостное агентство IRNA, указывая, что господин Абдоллахиян в ходе разговора «обсудил важные политические и экономические вопросы, представляющие взаимный интерес сторон». Касаясь готовности Ирана к расширению транзитно-транспортного сотрудничества между двумя странами, глава иранской дипломатии отметил, что сотрудничество в этой сфере необходимо активизировать и Тегеран готов увеличить товарооборот между двумя странами. Ещё раз напомнив о категорическом несогласии Ирана с присутствием иностранных государств в регионе, он отметил, что проблемы могут быть решены самими странами региона. Стоит предположить, что глава МИД Исламской Республики имел в виду активизировавшееся сотрудничество между лже-азирпижаном и Израилем, в особенности когда Баку и Тель-Авив приняли решение открыть посольства. Тогда Байрамов, со своей стороны, подчеркнул важность сотрудничества с Исламской Республикой Иран и выразил заинтересованность своего правительства в проведении совместной экономической комиссии двух стран в начале 2023 г. и развитии торгово-экономических отношений между двумя государствами.

Но 4 января в интервью турецкому телеканалу NTV пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил: «Нас беспокоят некоторые проармянские заявления Ирана. Мы также обсуждаем это с иранской стороной… В этой связи проведение переговоров в трёхстороннем формате могло бы урегулировать все эти моменты». Что ж, действительно, официальные лица Ирана на самом высоком уровне неоднократно, не раз и не два в 2022 г.  заявляли на фоне агрессии кавказа-татар против Армении, что Тегеран считает недопустимым изменение границ в регионе. И реплика турка Калына наглядно говорила о том, что Анкара взволновалась в связи с телефонным разговором господина Абдоллахияна с Байрамовым – ведь в Закавказье «в наличии» и турецкое военное присутствие, то есть – военное присутствие НАТО. Причём в самой непосредственной близости от северных иранских границ – в оккупированной части Республики Арцах. Иными словами, турки отлично поняли, что Иран говорит не только о присутствии Израиля, но и о присутствии Турции/НАТО в лже-азирпижане!.. Ну, а 5 января, как сообщалось, уже лично Эрдоган звонил и имел беседу с президентом России Владимиром Путиным. И мы готовы спорить с любым, кто станет утверждать, что якобы президенты Турции и РФ обсуждали только «двухсторонние отношения, ситуацию на Украине и Сирии». Нет, милейшие и драгоценнейшие лгуны – турок в обязательном порядке затрагивал и вопросы, связанные с Закавказьем и Ираном, поскольку ранее пресс-секретарь Эрдогана публично признался, что Анкару «беспокоят некоторые проармянские заявления Ирана». А Эрдоган привык же, что Путин всегда «берёт под крылышко» и лично Эрдогана, и Турцию. По крайней мере, так обстоит дело с ситуацией в Сирии… Наглость турок в той же Сирии в январе дошла до того, что они…затребовали от России и Ирана полный контроль над северным городом Алеппо! Тем самым Алеппо, который армия Сирии при поддержке Ирана и РФ с тяжёлыми боями освобождала от турецкой оккупации в конце ноября 2016 года!..

Вслед за этим отреагировал и Иран. Видимо, на некие «конфиденциальные» вопросы из разговора Эрдогана с Путиным. Турецкая государственная нефтегазовая компания BOTAŞ заявила, что поставки газа из Ирана в Турцию с 1 января сократились на 70%, 7 января сообщал турецкий новостной сайт NTV. И это – существенный удар по туркам. Турция ежегодно закупает у Ирана от 7 до 11 миллиардов кубометров газа или порядка 15% от общего импорта. И в тот же день ряд турецких СМИ сообщил, что Турция строит модульную военную базу на горе Арарат на границе с Арменией. Военная база, расположенная на высоте 2 100 метров над уровнем моря, будет оснащена современными системами камер ночного видения и самонаводящихся вооружений. Отмечается, что Турция строит военную базу «для борьбы с терроризмом». Турецкая ложь уже набила оскомину – только «козлам» непонятно, что турки готовятся к нападению на остатки Армении

Тем не менее, когда спикер иранского Мажлеса был в Турции, то отметился не только заявлением о том, что Тегеран и Баку «разрешили недопонимание». Господин Галибаф и в Турции не преминул также подчеркнуть, что Исламская Республика Иран выступает против любых изменений границ и геополитических изменений в регионе. С большой долей вероятности можно предположить, что данное заявление в первую очередь касается армяно-иранской границы. То есть – Галибаф предостерёг именно Турцию, прекрасно зная, что лже-азирпижан всего лишь «продолжение Турции».  Что скрывать, – иранские официальные лица неоднократно подвигали и озвучивали именно данный тезис. Что примечательно, и Верховный лидер Исламской революции аятолла Сейед Али Хоссейни Хаменеи говорил о недопустимости изменения границ в регионе – и Эрдогану, и российскому лидеру Владимиру Путину. И это было понятно в 2022 г., понятно и сейчас – так сказать, «несущими конструкциями» нынешнего курса Тегерана являются заинтересованность в реализации коридора Персидский залив – Чёрное море в рамках проекта «Север – Юг», а также в неприкосновенности границ в регионе. Именно в связи с этим, напомним, когда в нашем Капане на юге страны было открыто генеральное консульство Ирана, то это подчеркнуло позицию Тегерана в отношении юга Армении на фоне разговоров о пробитии так называемого «зангезурского коридора». Более того, генеральный консул Ирана Мортеза Абедин Варамин тогда в беседе с журналистами заявил: «Мы посланники мира в Армении и хотим видеть Армению стабильной страной. Таким образом, как подчеркивали высокопоставленные руководители Ирана, мы не примем каких-либо изменений границ в регионе. Советую жителям Капана не беспокоиться, мы здесь ради армянского народа».

Тем не менее, всё-таки ещё раз отметим: Иран напрасно собирается снизить накал давления на Баку, что следует именно из заявления господина Галибафа о том, что «недопонимание между Тегераном и Баку разрешено». Практика показала, что Турция становится «сговорчивой» только тогда, когда те или иные страны всерьёз угрожают лже-азирпижану. Так что пожелаем иранцам (впрочем – и русским…) взяться за ум и ликвидировать плацдарм пантюркизма на Кавказе, коим был и остаётся этот самый лже-азирпижан

Սերգեյ Շաքարյանց