О значении марза Сюник со стратегической точки зрения США, России и Турции

Прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок данного материала, хотим напомнить – некий, но явно в определённой степени «интерес» к армянской земле проявляется не впервые. И отнюдь не только предательская власть, воссевшая в Ереване, стала потайным механизмом, – как и не «принятое» этой властью осенью 2020 г., но так и не состоявшееся военное поражение Республики Арцах в 44-дневной войне. Впервые неподдельный интерес к армянской земле, пограничной с Исламской Республикой Иран и Нахиджеванской областью, проявили летом 1992 г….конечно же, американцы, когда под видом «озабоченности об урегулировании» Арцахской проблемы подсунули тогдашним властям и политическим силам Армении так называемый «план Гоббла-1», предусматривавший аннексию от Армении так называемого «Мегринского клина», а взамен США предлагали «присоединить» к Армении ещё неоккупированную часть Арцаха. Так сказать – «обмен территориями», после которого Армения оказывалась бы в полной изоляции от внешнего мира, обеспечивающейся сплошным туркским (турецким и кавказа-татарским) окружением территории Республики Армения со всех сторон. Грузия не в счёт – Грузию турки и кавказа-татары очень активно осваивали и осваивают, сделали своим вилайетом…

Временно остановимся и не продолжим разговор о том, что так называемый «зангезурский коридор», за который дерут горло турки и кавказа-татары, оказывается, был нужен, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, США. Соответственно – ближайшим союзникам США в лице сионистского Израиля и Англии. Потому что коли речь идёт о Сюнике, то проще всего отвечать о важности марза (области) Сюник со стратегической точки зрения, которая ДОЛЖНА БЫТЬ у Республики Армения. Если у Армении – нормальное, патриотически настроенное руководство, то стратегическим интересом армянского государства в Сюнике являлось и является то, что именно Сюник – это ключ к выходу в Республику Арцах (второе армянское государство Закавказья) и в Исламскую Республику Иран. Значение путей, ведущих в Республику Арцах, трудно недооценить или переоценить – сохраняется связь с армянами Арцаха, сохраняется возможность в каком-то неопределённом будущем восстановить территорию Республики Арцах в соответствии с Конституцией Арцха 2005 года. Наконец, есть возможность (в той или иной мере) содействовать безопасности и жизнедеятельности армян Арцаха.

Ещё важней, со всех точек зрения, пути, ведущие в Иран. Пограничный переход Мегри-Нордуз, не менее часто это в разных справочниках указывают и как погранпереход Агарак-Нордуз, расположен на юго-востоке Армении, это именно марз Сюник, и эта дорога является единственным сухопутным путём попадания из Армении в Иран. Мы уверены, что уже данный – указанный факт абсолютно красноречиво говорит о том, насколько стратегически важен для Армении марз (область) Сюник. Что касается важности любого пути, который идёт непосредственно по Армении и связывают Армению напрямую с Ираном, то во-первых, мы не получали задания писать о том, какие стратегические преимущества даёт и может дать прямая сухопутная дорога Армения-Иран конкретно для Республики Армения. А если сказать вкратце – то всё очевидно: посредством иранской территории, Армения получала бы выход на берега Персидского залива, к Индийскому океану, соответственно – далее, к Юго-Восточной и Южной Азии, на рынки тех стран, которые расположены в данных регионах.

Об экономике и так далее мы писать не станем. Совершенно неправильно требовать изложения стратегических интересов Армении (или любых других стран) в экономической сфере, хотя, конечно, одной из основ стратегии и геополитики выступает именно экономика, а также разновекторные торгово-экономические связи. Думаем, что экономические аспекты стратегической важности марза (области) Сюник – будь то для Армении, или – для других стран, вполне могут дать и специалисты-экономисты, неважно – Армении или какой-то другой страны.

Но мы знаем, что в Армении у власти – ненормальные, непатриотические силы. И о том, что за интерес у этой предательской шайки преступников, сказал 30 сентября во время выступления на Общественном телевидении Армении сам лично Пашинян. Вот что он заявил: «Армения готова разблокировать коммуникации. У нас даже есть название этого проекта – «Армянский перекрёсток». Мы хотим показать, что это дело считаем важным, считаем своим». Но!!!! Тут ведь что важно? Добровольно называя всю страну «перекрёток», преступник фактически обрекает Армению на то, что на этом «перекрёстке» постоянно будут сталкиваться интересы различных «шоферов». Во-первых, никакой своей выгоды Армения не получит от того, что кто-то будет «гонять» по этому пресловутому «перекрёстку» свои товары и транспортные средства. Во-вторых, он же говорит именно о «зангезурском коридоре», который не перестаёт быть таковым только от того, что Пашинян переименовывает желание турков и кавказских татар («зангезурский коридор») в какой-то «Армянский перекрёсток». Мир убедился в том, что Пашинян и его правительство задействованы в антиармянском и антииранском «проекте», который нужен врагам – как армян, так и Ирана. А теперь переведём на обычный язык – то есть, США, Израилю, Англии, ЕС, НАТО и пантюркистам Турции и кавказских татар.

Теперь – и даже более коротко, о стратегической важности марза (области) Сюник для Ирана. Невозможно обойти этот вопрос, кто бы и как бы ни желал не говорить об Иране и его интересах. Сюник непосредственно граничит именно с Ираном – и этим всё сказано… Самая короткая дорога к Чёрному моря (с точки зрения Ирана) пролегает именно через Сюник. Учитывая несколько лет назад избранную стратегию Ирана о крайней необходимости для иранских интересов (в том числе и в сфере долговременной безопасности) создания «коридора» – то есть бесперебойной стратегической коммуникации Персидский залив-Чёрное море, а также то обстоятельство, что ещё со времени президента Махмуда Ахмадинежада, Иран принял решение о том, что «коридор» Персидский залив – Чёрное море ни в коем случае не может быть подконтрольным чуждым и враждебным силам (а это в нашем случае, – Турция и бакинский режим, которые контролируются со стороны НАТО/США, Англии и Израиля) и, следовательно, должен проходить через Армению. То есть – через марз (область) Сюник. На наш взгляд, всё лежит буквально на поверхности и должно быть ясно даже безграмотным или малограмотным.

Остальные факторы и элементы стратегической важности марза (области) Сюник для Ирана, как мы уверены, вполне могут углубить и расширить эксперты-специалисты самого Ирана. Автор данных строк просто не осведомлён о том, что ещё могут планировать стратеги Ирана, касательно территорий марза (области) Сюник и всей Армении в целом. Но мы уверены, что сам Иран уже подчеркнул стратегическую важность марза (области) Сюник для иранских интересов даже одним только решением правительства Ирана о необходимости учредить в городе Капан (Сюник) иранского консульства. В этом плане интересен тот факт, что пока что всё ещё глава МИД Армении Мирзоян принял 30 сентября новоназначенного Генконсула Ирана в Капане – Мортезу Абедин Варамина, который посетил МИД РА в сопровождении посла Ирана в Армении Аббаса Бадахшана Зохури. СМИ сообщали, что Мирзоян отметил, что открытие Генконсульства Ирана является важным и символичным шагом, свидетельствующим о двусторонней готовности к дальнейшему углублению сотрудничества между Арменией и Ираном и поднятию его на качественно новый уровень. Стороны подчеркнули, что Генконсульство своей деятельностью будет способствовать наиболее эффективной реализации торгово-экономического, транспортного, энергетического, научно-образовательного и культурного потенциала Сюникской области. В ходе встречи стороны обсудили вопросы региональной стабильности и безопасности. Мирзоян отметил, что армянская сторона высоко ценит решительную и чёткую позицию Ирана по региональным вопросам. Иранская сторона, как известно, даже уже «устала» уговаривать нынешнее руководством Армении и убеждать в том, что лучшее будущее может быть у Армении только в том случае, если с армянской территории ни одна страна, которая враждебна Ирану, не получит возможности осуществлять что-то деструктивное и дестабилизирующее в отношении иранской территории, в отношении безопасности Ирана. Ну и, конечно, свеж впечатляющ тот факт, что открытие иранского консульства в Капане (Сюник) 21 октября 2022 г. состоялось при личном участии министра иностранных дел Ирана Хоссейн-Амира Абдоллахияна.

С этой точки зрения, автор данных строк призывает весь Иран не верить ни единому слову, которое звучит со стороны правительства Пашиняна. Последние события, начиная с переговоров секретаря Совбеза Армении Григоряна в США с руководителями Госдепартамента, Пентагона и ЦРУ США, говорят о том, что Пашинян готовится предоставить всю Армению под любые антииранские планы США, читаем также: Израиля. В особенности же – не верить речи Пашиняна на Общественном телевидении Армении от 30 сентября. Чтобы нас не обвинил в том, что мы выдёргиваем из контекста, кое-что процитируем – и читающие сами легко поймут, насколько нагло врёт Пашинян. Так, он, коснувшись заявлений Ирана, сделанных в свете последней агрессии бакинского режима против Армении, отметил: «Когда я говорил об ОДКБ, я отметил важность формирования чёткой политической позиции, поскольку последующие действия исходят именно из этой позиции. Без выражения политической позиции не может быть и действий». В этом контексте, явно соврал Пашинян, –  Армения якобы очень тесно сотрудничает с Ираном. «В Нью-Йорке я провёл встречу с президентом Ирана, мы очень детально обсудили двусторонние отношения, а также ситуацию в регионе. У нас очень интенсивные отношения, проводятся взаимные визиты, рабочие обсуждения и многое другое», – отметил врун, добавив: якобы, Армения заинтересована в развитии и углублении взаимовыгодного сотрудничества с Ираном и предпринимает практические шаги в этом направлении.

Сразу напрашивается вопрос – а это как? Если твой секретарь Совбеза Григорян непонятно что там «гарантирует» США в Вашингтоне, да ещё – Пентагону и ЦРУ? А ты сам буквально требуешь, чтобы войска из стран НАТО стояли бы в том же Сюнике?! Ложь Пашиняна и любого представителя его власти очень легко разоблачается – потому что слова и дела у режима Пашиняна никогда не совпадают. Правительство Пашиняна – это откровенный враг Ирана, потому что обслуживает интересы (в том числе, видимо, и в Сюнике) и заказы внерегиональных стран, настроенных очень антиирански. И тот факт, что уже и после встреч и переговоров в Сочи с президентом РФ Владимиром Путиным, и после визита в Тегеран и переговоров с президентом Ирана аятоллой Сейедом Эбрахимом Раиси, Пашинян, тем не менее, отправил в Вашингтон того же самого Мирзояна (который был и в Сочи, и в Тегеране…) «соглашаться» с США и, видимо, вашингтонским документом», ещё и ещё раз говорит всему миру: в Ереване власть в руках врагов Ирана.

Стратегическая важность марза (области) Сюник для Турции и бакинского режима ясна и понятна – чтобы быть очень краткими, мы просто утвердительно напишем: экстремистски и агрессивно настроенным кругам Турции и бакинского режима, а также – Западу и Израилю, нужен этот пресловутый «зангезурский коридор» для устойчивой сухопутной связи между «двумя Турциями» – Анкарой и Баку. Для самых различных планов и задач. Мы выделяем, прежде всего, то, что у них, как и у стоящих за спиной турок и кавказских татар Запада и Израиля, есть план неких агрессивных действий, направленных на подрыв безопасности Ирана. Не зря же, начиная с сентября, когда в Иране были волнения в связи со смертью некой курдской женщины, даже в России ряд СМИ (26 сентября) отмечал, что: «Израиль из Баку разжигает иранский бунт». Именно в данном свете следует рассматривать и то, что в середине октября 2022 г. Эрдоган и Алиев вместе открывали ещё один аэродром на границе с Ираном – в Зангеланском (Перчиванском, или Ковсаканском) районе. Напомним, что ранее, 26 октября 2021 г. Эрдоган и Алиев открывали аэропорт на границе с Ираном в г.Карягино (Физули, Варанда). Автор данных строк уверен – совсем недалёк тот день, когда эти аэропорты будут использованы турками и кавказскими татарами (логично предположить – а также США, Англией и Израилем) в военных целях против Ирана.

Какие другие стратегические интересы у Турции и кавказских татар в связи с марзом (областью) Сюник, – с точки зрения автора данных строк, абсолютно неважно. Тезис о якобы «деблокаде» Нахиджеванской области не выдерживает никакой критики – потому что Нахиджеван всегда был связан с Баку через территорию Ирана. А уже через территорию Нахиджевана, по мостам через реку Аракс (Арас) и сам Баку был связан с Турцией. Другое дело, что турки и кавказские татары хотели и хотят возможности что-то друг другу отправлять по дороге, по которой Иран не мог бы ничего контролировать. Но такое желание, можем повторить ещё раз – ясно показывает, что Турция и кавказские татары в целом работают на НАТО/США и Израиль. И работают именно для того, чтобы в дальнейшем нанести как можно наиболее больший вред Ирану. Доказательство – тот факт, что уже в ноябре 2022 г. стало известно: главной целью поддержки западными СМИ беспорядков по всему Ирану был распад страны, а не расширение демократии, – именно так говорится в недавно просочившейся аудиозаписи иранского корреспондента Би-би-си. Рана Рахимпур сказала, что репортёрам базирующегося в Лондоне Иранского международного канала, который спонсируется Саудовской Аравией, было приказано брать интервью только у лидеров сепаратистских группировок. На своей странице в Instagram Рахимпур подтвердила оригинальность аудиозаписи. Кто-то и что-то хочет возразить?! Пусть возражает госпоже Рахимпур…

О стратегической важности марза (области) Сюник для России – тоже есть ряд мыслей. Но трудно пока сказать, чем вызвана политика «неопределённого шатания из стороны в сторону», демонстрирующаяся Москвой вообще в отношении Армении. Первое – Россия, что не исключено, сейчас заодно с турками и кавказскими татарами потому, что также (но очень тайно, секретно) «работает» в неком антииранском проекте Запада и сионистов. Второе – мы также не можем исключать, что России понадобился этот самый пресловутый «зангезурский коридор» для того, чтобы нечто важное перебрасывать на армяно-турецкую границу. Мы отвергаем всякие инсинуации о том, что, якобы, русским нужно более стабильное и надёжное сообщение-коммуникация со 102-й военной базой в Гюмри. С 1996 года, как известно, ничто реально не мешало русским перебрасывать на эту базу новые войска, технику, боеприпасы и так далее. Даже в условиях, когда полностью перекрыто с 2008 года (для России) коммуникативное сообщение с Арменией и 102-й базой через Грузию, власти России не только не сократили, но и увеличили эту базу, которая фактически сейчас состоит из двух частей – одна в Гюмри, другая в Ереване. Так что, мы затрудняемся сказать, что же хотела бы Россия перебросить (и – куда конкретно?) по этому самому «зангезурскому коридору», то есть – через марз (область) Сюник. Или – у нас нет ответа на такой вопрос: ну и для чего русским «восстановление коммуникаций советского периода» в Закавказье?! В особенности – чтобы была «связь» кавказа-татар с Арменией?! Так уж что-то нужно России – идите через ту же Грузию, которая давно – протекторат Турции и турок. Благо что начало было положено ещё в августе-сентябре 2008 г., когда Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Так что, в реалии, оккупация ни одной пяди армянских земель на деле России не нужна, тем более – Сюника или же даже только «мегринского коридора»…

Иные интересы стратегической важности для России в связи с марзом (областью) Сюник рассматривать не будем. Мы вторглись в ту сферу, в которой фантазии и «научно-популярная фантастика» просто неуместны. Как показывает Специальная военная операция России на Украине, никто не в состоянии чётко запрогнозировать, что Москва решит предпринять через, например, 5-6 месяцев,  а то и – через год в Закавказье. Идёт противостояние особого характера между Россией и Западом/НАТО, а Турция – всё же член НАТО/Запада, а не друг-брат России или, скажем, Ирана. Но Турция – «куратор» от Запада над кавказа-татарами и правительством Пашиняна. Вот в этом пока и заключается основная интрига…

Именно теперь, в конце нашего разговора, как мы считаем, и надо вернуться к вопросу о стратегическом значении Сюника для США. Даже без глубокого исследования и анализа видно – то, что хотели (да ещё – летом 1992 г.!..) и хотят США от армянского Сюника, абсолюбтно тождественно тому, что хотят пантюркисты Турции и кавказа-татар и чего хотят такие антииранские силы, как Сионизм и Англия. В первую очередь, это полное и окончательное окружение Ирана с северных границ. И мы понимаем – это взаимосвязано ещё с теми публикациями, которые именно в 1992 г. поведали миру о том, что США и Израиль всячески подталкивают Турцию к нападению на Иран. Рассказывали об этом в 1992 г. некие два беглых сотрудника турецкой спецслужбы MIT – и то, что они рассказывали в 1992 г., косвенно подтвердилось уже в 1996-м, когда турецкое правительство премьер-министра Тансу Чиллер начало реальные шаги по разжиганию войны против Ирана. Но те планы были опрокинуты тем, что турецкий президент тех лет Сулейман Демирель экстренно вылетел в Тегеран и … И в Турции разразился правительственный, а затем и политический кризис, Тансу Чиллер вынудили уйти в отставку, но – свято место пусто не бывает. Спецслужбы США и Израиля при активном «посредничестве» некого Фетхуллаха Гюлена сфабриковала так называемых «исламистов Турции» во главе с Неджметтином Эрбаканом. Затем его «отстранили» и «заменили»…на Реджепа Тайипа Эрдогана. На наш взгляд, все фишки этого стратегического «домино» вокруг марза Сюник легли на свои места…

Սերգեյ Շաքարյանց