Иран стал грозным соперником США, Англии и Израиля…

Вот уже несколько дней в мире не стихает «шум» относительно того, что некие силы, представляющиеся как «Исламское сопротивление/движение Ирака», атаковали американскую базу вблизи сирийско-иорданской границы. На самом деле, это – лагерь подготовки террористов, так называемой «сирийской оппозиции» в городке Эт-Танф. Это не «чисто» американская база. В первые же дни «арабской весны» (2011 г.) конкретно в Сирии городок и близлежащая местность были оккупированы неким «интернациональным» контингентом из числа американцев, англичан и иорданцев. Сообщения СМИ в течение 2011-2023 гг. многократно свидетельствовали, что на эту базу в Эт-Танфе «заезжали» военные Израиля…

Чего только не было «написано» в эти дни в СМИ Запада и Израиля!.. Как и в случае с хуситами (шиитами) Йемена, всё приписывалось …Ирану. Хотя нет никаких реальных данных о том, что «Исламское сопротивление/движение Ирака» – это структура, связанна с Ираном или получающая помощь от Ирана. С таким же успехом можно утверждать, что эти иракцы получают помощь прямо от Аллаха. Ну, к примеру – после ложных обвинений европейских союзников Вашингтона в адрес Ирана, уже и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь обвинил Тегеран в постоянной дестабилизации региона Западной Азии. Он при этом выдвигал необоснованные обвинения. «Мы видим, что Иран продолжает дестабилизировать регион», – заявил Столтенберг, добавив, что «Иран также несёт ответственность за поддержку террористов, которые нападают на наши корабли в Красном море». Но опоздал генсек НАТО. Ранее 29 января  официальный представитель МИД Ирана Нассер Канаани заявил, что Тегеран не стремится ввязываться в какую-либо напряжённость с какой-либо стороной, даже с США. Представитель МИД Ирана подчеркнул, что необоснованные обвинения, выдвинутые против Ирана, являются заговором тех, кто видит свои интересы во втягивании США в новый конфликт в регионе. А в письме, адресованном председателю Совета Безопасности ООН в тот же день, постоянный представитель Ирана при ООН Амир Саид Иравани категорически отверг обвинения США в причастности страны к антиамериканским операциям в регионе Западной Азии. В своём письме он фактически отвечал через три дня после того, как его американский коллега Линда Томас-Гринфилд написала письмо СБ ООН, в котором утверждалось, что «группировки ополченцев, связанные с Вооружёнными силами Исламской Республики Иран», были вовлечены в «действия против американского персонала и объектов в Ираке и Сирии».

Иравани недвусмысленно заявил, что «не существует групп, связанных с Вооружёнными силами Исламской Республики Иран, будь то в Ираке, Сирии или где-либо ещё, которые действовали бы прямо или косвенно под контролем Исламской Республики Иран или действовали бы от её имени». «Поэтому Исламская Республика Иран не несёт ответственности за действия какого-либо человека или группы в регионе», – добавил посол Ирана в ООН.

Но, конечно, нападки Запада и сионистов Израиля на Иран продолжились. Так что никого не удивило сообщение о том, что президент США Джо Байден поручил своей команде разработать военные варианты ответа на произошедшее в выходные дни нападение на американскую базу на границе с Иорданией, сообщили американские СМИ 30 января. Байден обвинил конкретно Иран в гибели трёх американских солдат и ранении свыше 40 в результате нападения на американскую базу на границе с Иорданией, произошедшего на выходных, сообщал ресурс Politico. Эта новость появилась в то время, когда Пентагон заявил 29 января, что не верит в то, что Иран стремится к войне с Соединёнными Штатами, и что Вашингтон тоже не хочет войны. «Мы, конечно, не стремимся к войне, и, честно говоря, мы не видим, чтобы Иран хотел начать войну с Соединёнными Штатами», – заявила журналистам представитель Пентагона Сабрина Сингх. Её заявление прозвучало через два дня после того, как в результате атаки беспилотников на базу США, расположенную на границе Иордании с Сирией, погибли американские военнослужащие. Иракское исламское сопротивление взяло на себя ответственность за нападение, опубликовав соответствующее заявление 28 января.

Однако уже вечером 30 января мировые СМИ сообщили, что, мол, президент США Байден определился с ответом на удар по военной базе США на границе Иордании и Сирии. Об этом сообщало агентство Reuters. Американский президент дал утвердительный ответ на вопрос журналистов, определился ли он с тем, как ответить на атаку, в результате которой погибли трое военнослужащих армии США, а более 40 получили ранения. В детали Байден вдаваться не стал, отметив, что Вашингтон не стремится к расширению конфликта на Ближнем Востоке. Также Байден заявил, что считает власти Ирана «ответственными в том смысле, что они поставляют оружие людям, которые это сделали». «Мы будем это обсуждать», – заявил президент США, которого цитируют различные СМИ. Так он ответил на вопрос, была ли установлена прямая причастность Ирана к атаке. То есть – избежал конкретного ответа. И известно также, что госсекретарь США Энтони Блинкен, в свою очередь, отмечал, что ответ может быть «многоуровневым, происходить поэтапно и поддерживаться в течение времени».

Казалось бы, всё «провисло в воздухе» – и всё остаётся неопределённым, в частности, в плане вопроса, будут ли отвечать США на атаку на базу в Эт-Танфе, и – кому будут отвечать, если будет принято решение об ответе. Но… Мы заметили, что 30 января был и ещё один намёк из Вашингтона – именно на то, что как в Америке «кое-кто» сейчас представляет урегулирование на Ближнем Востоке. Директор ЦРУ Уильям Бёрнс считает, что ключом к безопасности Израиля и всего региона Западной Азии является «сотрудничество с Ираном», сообщил катарский телеканал «Аль-Джазира». «Иранский режим приободрился из-за кризиса и, похоже, готов сражаться до последнего своего регионального союзника, одновременно расширяя свою ядерную программу и поощряя российскую агрессию», – подчеркнул директор ЦРУ США в статье для издания Foreign Affairs. Бёрнс конкретно не говорит, как, по его мнению, США должны действовать в отношении Ирана, отмечает «Аль-Джазира». Комментарии на этот счёт появились вскоре после того, как Исламское сопротивление/движение Ирака заявило о своей атаке на базу в Эт-Танфе. Но в то же время директор ЦРУ также подчеркнул, что «ни одна из проблем на Ближнем Востоке не может быть решена без активного руководства США», сообщает «Аль-Джазира».

Таким образом, все властные кабинеты в Вашингтоне были заняты паническим поиском ресурсов для того, чтобы решить – а кому же и КАК (!) отвечать за Эт-Танф? И если вначале в Белом доме не исключали «ничего», то… после выступления Уильяма Бёрнса и сам Байден начал «осторожничать». Это, естественно, не говорит пока, что в США отказались окончательно от силовых или диверсионно-подрывных вариантов «ответа». Но ведь уже громогласно прозвучало – да ещё со стороны ЦРУ!.. – что «ключом к безопасности Израиля и всего региона Западной Азии является сотрудничество с Ираном». Сотрудничество, а не война и диверсии.

Итак, с учётом того, что всё это происходило и происходит на фоне вновь усилившихся «дискусиий» в СМИ о том, выводят или нет США своих военных из Ирака и Сирии (американские власти это категорически отрицают – примечание), мы вправе ожидать, что США попытаются через третьи страны просить Иран о закулисном диалоге. Мы также вправе предположить, что решение США в неменьшей степени связано с тем, что Иран полуофициально, а порой – и официально, противостоит планам Турции, НАТО и, естественно, Англии, Израиля и лже-азарпижана ликвидировать Армению как таковую посредством упорных требований о «туранском коридоре»/«тюркском пути» через наш марз Сюник и ради чего и была уничтожена Республика Арцах. И в целом, как мы все видим, довольно правдив и близок к достоверности был анализ, опубликованный в английской газете «The Guardian», неким экспертом Саймоном Тисдаллом, который исследует сложные факторы, способствующие потенциальной «смене власти» в Западной Азии, делая Иран крупным центром влияния на фоне упадка влияния Соединённых Штатов. Тисдалл воспринимает применение Соединёнными Штатами военной силы, как свидетельство ослабления политического влияния страны в сочетании с неэффективными дипломатическими усилиями и ослаблением авторитета, встречаемого с презрением. Эти события, как формулирует Тисдалл, «знаменуют собой ещё одну тревожную веху в длинной череде провалов западной политики на Ближнем Востоке», раскрывая тревожную реальность для США – поскольку они больше не являются доминирующей державой на Ближнем Востоке. Тисдалл представляет Иран как развивающуюся державу в регионе и начинает перечислять причины этой смены парадигмы.

«Война и её последствия кристаллизовали уже зарождающуюся веру в Пекине и Москве в то, что глобальное лидерство США после Дональда Трампа отступило, что международный порядок, основанный на правилах, за которым наблюдает Вашингтон, созрел для подрыва и замены. […] С точки зрения стратегии, ясно, кто выходит вперёд в этом кризисе», – написал Тисдалл, подчеркнув растущее влияние Ирана по мере того, как страна устанавливает дружественные отношения с Китаем, Россией и даже Саудовской Аравией. Он отмечает усилия Ирана по налаживанию отношений с Саудовской Аравией, укрепляя свои позиции среди соседних стран. Он также рассматривает дружеские связи Ирана с Китаем и Россией как существенное изменение судьбы Ирана, «позиционируя его как грозную державу». «При поддержке Китая Иран присоединился к группе БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества», – прокомментировал он далее. Кроме того, он указал на подписание в 2021 году 25-летнего пакта о стратегических инвестициях и энергетике между двумя странами. Одновременно, ссылаясь на меняющуюся динамику Ирана и России, Тисдалл упомянул приобретение Ираном передовых истребителей Су-35, демонстрируя стремление страны повысить свою военную мощь за счёт мощных политических связей. Кроме того, он отметил увеличение российского экспорта в Иран: «Москва пообещала выделить 40 миллиардов долларов на разработку своих месторождений природного газа».

Далее, помимо политических связей, англичанин Тисдалл подчеркнул успешное игнорирование Ираном многолетних незаконных санкций, которые, наконец, привели к стабильному экономическому состоянию. «После 45 лет попыток, Иран, наконец, стал большим игроком в регионе. Санкции, остракизм и угрозы в адрес Тегерана не сработали», – отмечает он. Опираясь на выводы аналитиков Руэля Марка Герехта и Рэя Такейха, Тисдалл изображает сегодняшний Иран с «триумфальным настроением», превращающийся в «грозного соперника США, Великобритании и Израиля», которые когда-то господствовали в Западной Азии. По мере роста влияния Ирана, геополитический ландшафт претерпевает трансформационные изменения, знаменующие эпоху, когда традиционные державы борются с господством Ирана. Поскольку Иран превращается в грозную региональную силу, Тисдалл в заключение выступает за «новый дипломатический подход», чтобы предотвратить распространение конфликта в регионе.

Итак, ну и кто же в Армении, да и во всём мире, решится оспорить аналитические выкладки и вывод, который сделал английский эксперт Тисдалл в, пожалуй, самой влиятельной и авторитетной газете на Британских островах? Неужели же – «пашисты» из Еревана и курдско-еврейский клан Алиевых-Пашаевых???..

Սերգեյ Շաքարյանց