Иран предупреждает о возможной эскалации военного кризиса на Южном Кавказе

Современная военно-политическая ситуация на Южном Кавказе может привести к эскалации нового кризиса, что связано преимущественно с провокациями Азербайджана при содействии внешних сил. При этом основными направлениями военной агрессии является Армения и Иран.

Баку рассчитывает на окончательное решение карабахского вопроса путём очередной оккупации и депортации оставшейся части армянского населения Нагорного Карабаха. В этой связи Азербайджан вопреки трехстороннему онлайн-заявлению от 9 ноября 2020 г., прекратившему вторую карабахскую войну, установив КПП в зоне Лачинского коридора ввёл транспортную и энергетическую блокаду в отношении армян Карабаха. По-прежнему с азербайджанской стороны продолжаются нарушения режима перемирия, захваты новых территорий и мирных армянских граждан в зоне ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе.

Другим проявлением азербайджанской агрессии становится пограничная территория Армении на юге – Сюникская область (Зангезур). Баку и Анкара публично заявляют о необходимости открытия Зангезурского коридора в районе армянского Мегри для бесперебойного выхода Азербайджана в Нахичеванский эксклав и пространственной связи Турции с остальным тюркским миром – Западным и Восточным Туркестаном (включая Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Синьцзянь-Уйгурский автономный район КНР). В этих целях Азербайджан предпринимал две малые агрессии (в 2021 и 2022 гг.) и неоднократные провокации на границе с Арменией с оккупацией порядка 140 кв км.

Следующим направлением провокаций с использованием Азербайджана является Иран. Баку наладил активное военное и военно- техническое партнёрство с Израилем, что рассматривается Тель-Авивом в качестве политики формирования форпоста против Ирана, использования территории вдоль лини азербайджано-иранской границы по реке Аракс для совершения очередных провокаций в отношении ИРИ.

С этой целью Азербайджан продолжает активную гонку вооружения в тесном сотрудничестве с Турцией, Израилем, Пакистаном и другими странами. По данным иранских источников, помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Саливан и госсекретарь США Энтони Блинкен протежируют тему оперативной совместимости США и Азербайджана, а также поставок вооружения Баку против Ирана.

В силу безуспешных попыток контрнаступления ВСУ в летний период и приближающихся президентских выборов в США, Вашингтон очевидно пытается открыть посредством Азербайджана «второй фронт» против России на Кавказе и расстроить планы российско-иранского регионального сотрудничества.

В ответ на мнение президента Турции Р. Эрдогана о том, что Иран блокирует открытие Зангезурского коридора через Армению, советник верховного лидера ИРИ и бывший глава МИД Али Акбар Вилаяти предупредил Турцию и Россию о том, что открытие названной коммуникации на ирано-армянской границе под видом экономической торговли в реальности преследует вековую цель турок и англосаксов по реализации проекта Великий Туран. В подобном случае Иран, Россия и Китай получат новую угрозу своим геополитическим интересам.

Иран фактически сегодня выступает главным препятствием на пути Турции и на ее плечах НАТО в Туран (Кавказ и Центральную Азию). Тегеран регулярно и публично предупреждает Турцию, США, Великобританию, Россию и Азербайджан о своей отрицательной позиции в отношении Зангезурского коридора. Соответственно, персы могут вступить в войну по недопущению лишения суверенитета Армении, а итоги новой военной эскалации на Южном Кавказе способны привести к пересмотру статуса Нахичеванской автономии и Нагорного Карабаха.

Учитывая динамику ирано-китайских отношений, Али Вилаяти неслучайно напоминает о намерении Эрдогана связать Пекин с Лондоном (речь, конечно, здесь в первую очередь идет о связи Синьцзяна со Стамбулом). Иными словами, Пекин здесь предупреждает Турцию и Британию устами Вилаяти о недопустимости геополитических трансформаций в пользу проекта Туран.

Тот факт, что новоназначенный министр иностранных дел КНР Ван И свой первый визит недавно совершил в Анкару и вёл переговоры с Хаканом Фиданом, говорит о серьезном отношении Пекина к инициативам Турции. Эрдоган, конечно, способен вести торг с персами о финансовых дивидендах от Зангезурского коридора, обещать разные процентные ставки. Однако Иран имеет многотысячвлетнюю историю и не привык продавать свои интересы за 33 серебряников.

Тегеран продолжает модернизацию своей армии и флота, продвигает атомный проект, выходит на мировые рынки торговли оружием. В числе новых военных партнеров Ирана выступают Россия, Боливия, Венесуэла, Северная Корея. Иранское вооружение потенциально может поставляться и в соседнюю Армению. Что же касается Израиля, то Иран, расширяя региональное сотрудничество с Саудовской Аравией и усиливая своё военно-политические присутствие в Ливане, Сирии и Ираке, способен нейтрализовать сионистскую агрессию. Поэтому Тегеран пока что предлагает Азербайджану воздержаться от провокаций и сосредоточиться на стратегии мирного региона и политического диалога с той же Арменией.

Александр Сваранц

Доктор политических наук, профессор