Что могут ждать от падения Арцаха другие страны региона?..

Редко кто задумывается над тем, что может произойти не только с армянами, а со всем регионом, с народами и странами региона, если мировые центры мира «хором» похоронят Арцах и армян Арцаха. Казалось бы – это не задача армян, а проблема для народов и стран, соседствующих с армянами. Но, тем не менее, и вопрос, выведенный в заголовок данного материала, заслуживает внимания.

Во-первых, группа стран Западного Закавказья – это Грузия, Республика Апсны-Абхазия и Республика Южная Осетия. С Грузией – представьте, всё ясно. Будущее – или полное исчезновение, или формально сохранённая независимая государственность при полном и безраздельном доминировании тюркского элемента. Грузию де-факто оккупируют уже больше 20 лет. Чтобы все прекратили инсинуации и радужные мечты насчёт Грузии, мы просто напомним о словах грузинского эксперта Гиоргия Асатиани, который в 2021 г., говоря о сегодняшней ситуации в Грузии, высказался жёстко и определённо: «Турция съедает Аджарию, Азербайджан превращает Грузию в свою колонию». И этот факт – вторая главная причина, по которой мы не видим в ближайшее время окончание периода кризисности в Грузии и оснований для того, чтобы приписывать Грузии «светлое будущее» от того, что якобы грузины получили «пример силового решения» национального вопроса на примере ликвидации Арцаха. Хотя мы и не собирались углубляться в этот раздел темы, тем не менее, считаем необходимым, чтобы хотя бы часть утверждений эксперта Г.Асатиани была учтена. Политическая элита Грузии, выполняя волю своих западных хозяев, продолжает неистово русофобствовать, но при этом в упор не замечает, что пресловутой территориальной целостности республики угрожает вполне реальная угроза, исходящая от её ближайших

«друзей» и «союзников». По информации ряда осведомлённых источников, турки в

Аджарии не только чувствуют себя как дома, но и всерьёз намерены интегрировать его в

состав Турции, пишет эксперт Г.Асатиани. То, что турки не собираются останавливаться

на достигнутом, подтвердил президент Реджеп Эрдоган, который вместе с Аджарией в

своих выступлениях начал упоминать Месхетию и Джавахетию. Этот человек ничего не

говорит случайно, уверен Г.Асатиани, – «Очевидно, он принял курс на возращение

грузинских территорий, отобранных у османов в своё время Российской империей. К

опасности, которой Грузия подвергается с запада, можно смело приплюсовать угрозу,

подбирающуюся с востока. Проникновение кавказо-татарского капитала в грузинскую

экономику, рост политического влияния Баку немногим уступает турецкому».

Слова эксперта Г.Асатиани вполне могут быть основанием для того, чтобы насчёт Грузии иметь «в уме» ещё один вариант – полное поглощение Грузии турками (или кавказо-татарами), так сказать, создание вилайете «Гюрджюстан». С Абхазией и Южной Осетией сложней – врагам вначале придётся в том ил ином виде заставить Россию вывести свои военные базы из этих республик. То, что пока Грузия не даёт вовлечь себя в комбинации НАТО по «открытию второго фронта» против РФ, пока не даёт оснований ждать, что ликвидация Арцаха может ускорить и уничтожение Абхазии и Южной Осетии.

Сложно, очень трудно писать о том, что может принести падение Арцаха, допустим, для Ирана и России. Но обе эти державы почти никак не вмешивались в ситуацию, которая развивалась в регионе начиная с весны 2018 года и в особенности осенью 2020 г. В конце концов, это – забота разведслужб, других органов безопасности Ирана и России, а не задача автора данного материала. Я на протяжении не менее 10 последних лет неоднократно писал о том, что в общем итоге разрушение статуса-кво в Закавказье, который сложился после введения режима прекращения огня в Арцахе летом 1994 г., приведёт к потерям и вполне серьёзным проблемам с безопасность на российском Северном Кавказе и во всех северных останах (провинциях) Ирана. Но, конечно, всем понятно, что мнение и обоснования какого-то армянина из Еревана не могли заинтересовать и не заинтересовали ни власти Ирана, ни власти России. Более того, в Тегеране и Москве проигнорировали замечания и предостережения даже депутатов своих (соответственно – иранского и российского) парламентов. Так что, повторим ещё раз – не удивляет, что эти соседи армян даже заради собственной же безопасности не захотели что-то предвидеть и предпринять, чтобы пресечь в зародыше негативные сценарии в Арцахе (да и в Армении), в том числе и косвенно негативные развития для своей собственной безопасности (т.е. – Ирана и России) в некой вполне обозримой будущей перспективе.

Вот вполне визуально заметные резоны невмешательства, которыми могли руководствоваться Тегеран и Москва. Мол, границы и так укреплены – несколько эшелонов обеспечения безопасности собственной территории и так организованы. С этой позиции Арцах, Армения и армяне не важны вовсе – пусть их «поглощают» Турция и кавказо-татары, в конце концов, с Анкарой и Баку можно от 10 до 20 лет «играть» в дружбу и добрососедство, оттягивая момент вероятного неизбежного столкновения интересов. Отсюда и «игры», например, вокруг отношения Ирана и России к западно-пантюркистскому прожекту «зангезурский коридор», нежелание Тегерана и Москвы категорическим тоном «показать на их место» туркам и кавказо-татарам. Кстати, то же самое относится и к судьбе Грузии, между прочим – за всеми изменениями и трансформациями в этой республике Иран и Россия в основном «молча» наблюдали, не считая вмешательства РФ во время грузинской агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года. Москва и Тегеран всячески стараются избежать прямых, «лобовых» столкновений не только с Турцией, но и с блоком НАТО в целом. Но, как известно, этого с трудом удаётся избежать (на протяжении с 2012 г.) в Сирии и сейчас – на Украине, те же российские политики и дипломаты уже неоднократно публично признавали, что на Украине Россия фактически противостоит всему блоку НАТО. Но двойственность внешнеполитических и, соответственно, военно-политический акций и операций Ирана и России на Ближнем Востоке, а России – на Украине, и есть косвенная причина того, что Тегеран и Москва не особо активно мешают Турции и кавказо-татарам «поглощать» Грузию, Арцах и Армению. К тому же в Грузии и Армении – правительства, которые трудно назвать лояльными Ирану и России. А зачем же в этом случае Тегерану и Москве вместо самих грузин или армян что-то предпринимать против турков и кавказо-татар?! Незачем.

Мы считаем совершенно бессмысленным обсуждать и анализировать, а что может ожидать от падения Арцаха Турция и кавказо-татары? Они и так получают то, ради чего их «наняли» Запад и сионисты – т.е. ради резкого ослабления позиций России на Кавказе, ради резкого увеличения уязвимости северных (возможно, что не только северных, учитывая рост напряжённости на восточных и северо-восточных границах Ирана – со стороны Пакистана и Афганистана…) останов Исламской Республики Иран. Мы продолжаем придерживаться убеждения о том, что весь пантюркизм, весь пантюркистский комплекс со всеми атрибутами так называемой «мягкой силы» Турции в республиках Средней Азии, на ряде территорий самих Ирана и России, даже – в Пакистане и Афганистане – это всего лишь инструмент, оружие в руках Запада и сионистов. Но и это – не конечная цель этих человеконенавистнических кругов. Хотим кое-что напомнить, хотя уверены, что многие знают об этих заявлениях. 9 июня замминистра иностранных дел РФ Михаил Галузин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил следующее: «США везде пытаются добиться одного и того же – с одной стороны, вытеснить Россию, а с другой стороны, – подчинить себе в неоколониальном стиле независимые государства, являющиеся партнëрами и союзниками России, помешать нашему партнëрству и союзничеству с нашими друзьями и соседями. Собственно, в этом до сих пор была главная задача США». А днём ранее секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил журналистам даже больше: «Конечно, Штаты заинтересованы, чтобы не состоялся многополярный мир. Очень серьёзный полюс многополярного мира – Китай. Поэтому не конечная цель – Россия, они хотят Россию уничтожить или ослабить, но их вообще конечная цель – это Китай». Давно не секрет, что Иран и Россия – важные составные части будущей архитектуры безопасности многополярного мироустройства и, соответственно, важные партнёры того же Китая. Так что и пантюркистские планы и устремления, – это, помимо того, что инструмент и оружие Запада и сионистов для ослабления или уничтожения Ирана и России, ещё и инструмент-оружие тех же Запада и сионистов, направленное против Китая. В конечном итоге – против многополярного мироустройства.

Мы, возможно, слишком много значения придали факту ликвидации армянского Арцха. Но в этом мире всё взаимосвязано – и слабость обороняющихся на одном из флангов «обороны» вполне может привести к обрушиванию всей системы обороны и безопасности. В данном случае – случае Закавказья, это в первую очередь относится именно к Ирану и России.

Սերգեյ Շաքարյանց