Иран косвенно потребовал от Турции прекращения поддержки террористам

На днях состоялась в Москве крайне важная для судеб планеты – с точки зрения международной геостратегии, встреча министров обороны России, Ирана, Сирии и Турции. А у нас в Ереване, в армянском сегменте «Фейсбука» – уже пошла паника, ну типа такой: «Аххххх – нас на Сирию променяли!». Не променяли – при всей схожести ситуации, разница между ситуацией с Сирией и вокруг Сирии, и с тем, что сотворили доморощенные предатели-тркацац с Арцахом и Арменией, очень существенная. Начнём хотя бы с того, что Сирию возглавляют не марионеточные ублюдки, слушающие «советчиков» из США, Англии, Израиля и готовые всю Сирию «подстелить» под Турцию и пантюркизм… Видимо, паника среди участников армянского сегмента «Фейсбука» возникла из-за того, что министр обороны Турции, дёнме Хулуси Акар дал оценку состоявшимся переговорам и консультациям, назвав их «полезными» и «позитивными», и сказал: «Был сделан важный вклад. Мы согласились со сторонами в необходимости этих усилий для установления мира, стабильности и спокойствия в регионе. Мы выразили надежду на продолжение переговоров в ближайшее время».

Но в то же время, нас не может не интересовать – что же обсуждали и к чему пришли в Москве главы военных ведомств России, Ирана, Сирии и Турции. Турецкий дёнме Акар больше ничего не сказал. Да и не мог сказать – условием Сирии (т.е. и Ирана) было и остаётся требование о безоговорочном выводе турецких оккупационных сил и всех турецких «прокси» с сирийской территории, а также прекращение Турцией поддержки различных террористических вооружённых формирований, в частности, в Северной Сирии в регионе так называемого «Большого Идлеба». Ссылаться на какие-либо оценки и заявления российского Минобороны (как и сирийских коллег русского генералитета…) пока не станем. Потому что куда важней то, как четырёхсторонние переговоры в Москве между министрами обороны России, Ирана, Сирии и Турции оценивают в Тегеране. В этом случае у нас уже есть заявления главы Минобороны Ирана бригадного генерала Мохаммада Реза Аштиани. Как сообщал 26 апреля иранский англоязычный телеканал Press TV, иранский министр подчеркнул, что главенствующим в повестке дня состоявшейся встречи было достижение прочного мира и безопасности. Кстати, телеканал Press TV также сообщил, что в Москве, оказывается, были переговоры не просто министров обороны четырёх государств – там принимали участие и начальники разведок России, Ирана, Сирии и Турции. Согласимся – данное обстоятельство только подчёркивает важность переговоров в Москве не только для Сирии, но и для ряда других регионов планеты, в которых в той или иной форме идёт соперничество тандема Россия-Иран с турками…

Однако вернёмся к заявлениями министра обороны Ирана бригадного генерала Мохаммада Реза Аштиани. «Четырёхсторонние переговоры между Россией, Ираном, Турцией и Сирией были проведены с важной целью – достижения прочного мира и безопасности в регионе», – сказал бригадный генерал. Примечательно, что он сделал это заявление после отдельных встреч со своими российскими, сирийскими и турецкими коллегами в Москве во вторник 25 апреля в рамках этих самых четырёхсторонних переговоров, направленных на нормализацию отношений и ослабление напряжённости между Анкарой и Дамаском. Генерал Аштиани добавил, что борьба с терроризмом является требованием всех стран региона Западной Азии, подчеркнув, что цель может быть достигнута только совместными усилиями всех стран региона, сообщает Press TV. Как все могут видеть, Иран верен себе – он требует участия только региональных стран, то есть априори исключает всякие США, Англии, Франции и так далее. «Борьба с различными формами терроризма является требованием всех наций региона, и эта цель не будет достигнута без совместных усилий, координации и сотрудничества стран региона, – отметил Аштиани. – Наши усилия и усилия России по нормализации турецко-сирийских отношений были одной из целей этой четырёхсторонней встречи. Исламская Республика Иран серьёзно относится к прямому диалогу между Сирией и Турцией как двумя влиятельными соседними странами в регионе и поддерживает сотрудничество между двумя странами, Тегеран также серьёзно относится к содействию такому прямому диалогу». Подчеркнув, что Исламская Республика Иран всегда работала над продвижением мира, стабильности и безопасности в регионе, генерал Аштиани сказал: «Участие Ирана в четырёхсторонней встрече в Москве является ярким примером подобного подхода к этому вопросу».

Как мы можем заметить, в заявлениях иранской стороны нет ни намёка на то, что Тегеран ради Сирии собирается где-то и что-то уступать туркам. Процесс нормализации отношений между Анкарой и Дамаском стартовал 28 декабря 2022 года, когда министры обороны России, Сирии и Турции встретились в Москве, что стало встречей на самом высоком уровне между двумя сторонами с момента начала сирийского конфликта. Ещё раз напоминаем: в прошлом месяце президент Сирии Башар аль-Асад обусловил любую возможную встречу со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом только и только безоговорочным выводом турецких войск с севера Сирии. А вот Иран, как мы судим по словам бригадного генерала Аштиани, в дипломатической форме дал понять тому же дёнме Хулуси Акару, что туркам предстоит также прекратить какую-либо форму помощи и содействия всем суннитским террористическим группировкам и бандформированиям – ведь в той же Сирии террор сеют исключительно суннитские террористы, пользующиеся не только покровительством, но и военным присутствием Турции на сирийских северных землях.

Мы неоднократно писали и предупреждали: после освобождения Сирии из-под турецкой оккупации, придёт время и очередь освобождать от турецкого военного присутствия и наше Закавказье. В какой форме это будет происходить применительно к Закавказью – пока сказать трудно. Турки в «военном виде» присутствуют не только в Арцахе – они есть и в Грузии, и в лже-азырпижане, и в Нахиджеване… На этом пока остановим изложение текущей ситуации вокруг Сирии, да и вокруг нас, армян…

Սերգեյ Շաքարյանց