Армения рядом с Арцахом, а не вместо него: Виталий Баласанян

– Господин Баласанян,  Ваше интервью, данное сайту LIVEnews.am, вызвало бурные обсуждения, взаимоисключающие комментарии, которые по своему содержанию порой были крайне противоречивыми. Уверена, что Вы следили за этим обсуждением и знакомы с озвученными в Ваш адрес оценками. Согласны ли Вы с ними и что бы Вы хотели сказать Вашей аудитории?

– Скажу следующее. Я внимательно следил за дискуссией и пытался понять, чем обусловлены озвученные оценки и комментарии по поводу отмеченного Вами интервью. При этом, в некоторых комментариях содержание выраженных мною мыслей настолько было искажено и настолько они были далеки от сказанного мною, что я снова просмотрел интервью, чтобы понять причины, которые могли-бы стать поводом для подобных оценок.

На первый взгляд может казаться, что в своих оценках я жёсток и эмоционален, но это только на первый взгляд, поскольку я очень хорошо понимаю, что наше общество и в Армении и в Арцахе, после майской революции 2018 года в Армении, пока что находится под влиянием эйфорических, чувственных настроений, посему само общество весьма эмоционально воспринимает произошедшее и представленные мною факты, при этом отказывается смириться с той мыслю, что пришедшее «на руках общества» к власти лицо может допускать просчеты, а иногда даже такие ошибки, которые, в случае несвоевременного реагирования на них и их предупреждения, могут привести к весьма нежелательным последствиям для наших государств.

Подчеркну еще одно обстоятельство, которое проскальзывало почти во всех комментариях. Делается попытка персонализировать мною сказанное и это перенести в дискуссионное поле: обсуждают не конкретные поднятые мною явления и возможные их последствия, а то кем они высказаны и в чей адрес. Таким образом создается впечатление, что предметом дискуссии является не поднятая проблема и пути ее решения (столкновение мнений), а спор между личностями, в данном случае между Виталием Баласаняном и Николом Пашиняном.

– Однако, во время нашего интервью Вы отмечали события и давали имена конкретных людей, в том числе имя премьер-министра РА Никола Пашиняна.

– Дорогая Лусине, возможно ты права, но давайте сначала опишем явление. К примеру, некто (безотносительно кто именно) в Республике Армения заявляет, что в Арцахе некоторые силы заговорнически пытаются провоцировать войну, сдать территории и этот грех свалить на него. Как Вы думаете, что должен ответить боевой генерал Арцаха на подобное заявление? Он может промолчать, воспротивиться или согласиться. Во всех случаях позиция должна быть аргументирована – почему промолчал, воспротивился или согласился? В данном случае я воспротивился, поскольку у меня были факты, что в Арцахе нет подобной силы, а некоторые промолчали, другие видимо согласились. Время покажет – кто был прав. При этом, в данном Вам интервью имелись еще несколько подобных эпизодов, исходя из которых можно прийти к далекому от реальности выводу о том, что идет борьба не между мнениями, а между личностями.

Будем честными, в нашем случае есть вопросы, к которым невозможно относиться без эмоций, например, к вопросу Арцаха.

Это наша и моя Родина, где прошла вся моя жизнь, за каждый пядь земли которой мы заплатили тысячами жизней, боролись, лили кровь, где потеряли многих боевых товарищей, которые осознанно шли на смерть во имя того, что мы теперь имеем сегодня.

Скажите пожалуйста, после всего этого как оставаться спокойным и не выражать эмоции, когда слышишь выражения, которые ведут к разложению и поражению. Вспомним об одном важном обстоятельстве, мы имеем Арцахскую проблему, противоборствующими сторонами которой являются (прошу внимания) Арцах и Азербайджан, а Армения является гарантом безопасности арцахской стороны. Следователь, любое заявление со стороны Армении относительно Арцаха должно быть тысячекратно взвешенным, а по поводу некоторых вопросов Арцах может не быть стопроцентно согласен с мнением Армении, к чему, я думаю, нужно трезво относиться, поскольку мы имеем дело с политически организованными двумя государствами, у которых вполне могут быть тактические разногласия. И в этом контексте здоровая критика не только не излишня, но и необходима.

В этом вопросе есть еще один нюанс, если мы заявляем, что Арцах и Армения на сто процентов придерживаются единого мнения, то возникает вопрос, почему мы всячески пытаемся вернуть Арцах за стол переговоров. Здесь уместно вспомнить об одной весьма важной идее – Армения рядом с Арцахом, а не вместо него. Естественно, между властями Армении и Арцаха могут быть некоторые разногласия относительно различных вопросов, однако обозначение их как проявление вражды является не только преувеличением, но, скажу больше – невозможным.

Арцах, Армения и Спюрк совместно боролись и победили не для того, чтобы сегодня из-за некоторых разногласий или ошибочных оценок, в связи с некоторыми вопросами,,свести к нулю все это. Республика Армения, Республика Арцах и Спюрк были, есть и будут едины.

(Продолжение следует)

Интервью вела Лусине Айрапетян