На переговорах глав МИД России и Ирана в Москве обсудят Арцах и Армению…

Итак, объявлено об очень важном (в том числе и для армянской нации…) грядущем событии – официальном визите в Россию министра иностранных дел Ирана господина Хоссейн-Амира Абдоллахияна. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, объявившей 23 марта о предстоящем визите иранского министра, долгожданное событие произойдёт 29 марта 2023 г., ожидаются насыщенные переговоры главы МИД России Сергея Лаврова с иранским коллегой. Главы внешнеполитических ведомств двух держав продолжат обмен мнениями по актуальным международным вопросам, включая ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, положение дел в Сирии, Афганистане, Закавказье и, конечно, каспийскую проблематику, анонсировала госпожа Захарова. «Будет рассмотрено оздоровление обстановки в Ближневосточном регионе в свете объявленного восстановления отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Значительное внимание предполагается уделить комплексному рассмотрению двусторонней повестки дня с упором на торгово-экономическую составляющую, включая реализацию совместных инфраструктурных проектов в области транспорта и энергетики», – отметила она, более не распространяясь и не разъясняя нюансы.

Тут мы считаем нужным напомнить, что ранее в МИД РФ уведомляли о том, что запланированные на 17 января этого года переговоры между Сергеем Лавровом и Хоссейн-Амиром Абдаллахияном перенесены на более поздний срок. А на прошлой неделе турецкие источники сообщили, что запланированная на 16 марта встреча делегаций России, Турции, Ирана и Сирии по сирийскому урегулированию в Москве перенесена по «техническим причинам». Известно примерно, что это за «технические причины» – турки «задумались» над условиями, выдвинутыми президентом Сирии Башаром аль-Асадом: вначале – полный и безоговорочный вывод всех турецких войск и протурецких «прокси» из Северной Сирии.

В сущности, те же темы господин Хоссейн-Амир Абдоллахиян намеревался обсуждать с Лавровым и в январе. Но… Видимо, стороны рассчитывали, что им удастся «убедить» Турцию больше не выполнять «заказов» США в той же Сирии, и истекшие дни (после 17 января…) использовались именно для «убеждения» Анкары. Что там вдруг придумал-задумал Эрдоган, из-за чего запланированные на 16 марта встречи и переговоры в Москве были «сняты с повестки дня» – затрудняемся сказать. Либо Эрдоган «попросил», чтобы его уступки были бы после майских внутритурецких выборов, либо же – просто делает вид, что причиной являются внутриполитические перспективы и конъюнктура, прикрывая этим нарративом то, что США и сионисты приказали ему, как президенту Турции, как можно дольше тянуть время. В данном случае мы имеем в виду только Ближний Восток и Сирию – прекрасно понимая, что «акции» Ирана в этой стране продолжают неуклонно расти. Собственно, недавний визит президента Башара аль-Асада и его переговоры в Москве вполне убеждают в этом. Напомним о некоторых заявлениях президента Сирии по итогам его переговоров в России с российским коллегой Владимиром Путиным: во-первых, сирийский герой-президент признал новые границы РФ: «Конечно. Я говорю, что это российские территории, и даже если бы не случилась война, это исторически российские территории». Во-вторых, Башар аль-Асад отметил, что военное присутствие России не должно носить временный характер и должно расшириться на сферы вне борьбы с терроризмом. В-третьих – сирийский президент чётко и жёстко поставил свои условия для нормализации отношений с Турцией: «Что касается встречи с Эрдоганом, то это связано с достижением этапа, когда Турция будет готова в ясной форме и без какой-либо неопределённости к полному выводу своих военных с территории Сирии, прекращению поддержки терроризма и возвращению ситуации к той, какой она была до начала войны в Сирии. Это единственный вариант, при котором может состояться моя встреча с Эрдоганом. Кроме этого – какова ценность такой встречи и зачем её устраивать, если она не приведёт к окончательным результатам для войны в Сирии? Турция сыграла негативную роль в войне в Сирии, поддерживая организации, которые мы считаем террористическими, и введя на сирийскую территорию свои войска. Для нас Турция – это государство-оккупант».

Можно представить, насколько «мало приятными» были такие оценки Турции и её президента для собеседников Башара аль-Асада в Москве, которые «традиционно» именуют турков и их президента «надёжными партнёрами» и «более честными, чем Европа». Но, как мы подчёркивали 16 марта сего года, президент Сирии не стесняется и Москве заявлять ПРАВДУ, потому что постоянно ощущает рядом с собой присутствие и поддержку Ирана. Так что протуркам в Кремле пришлось, по-видимому, это понять и принять. Но в самой Сирии ситуация ведь идёт к резкому обострению. Израиль и США в открытую наносят удары не только по проиранским (шиитским) добровольцам, но и по сирийской армии. В частности – и в Алеппо, и в провинциях на востоке Сирии. Например, авиаудар ВВС США по позициям проиранских сил в Бу-Кемале (Абу-Кмале) на границе с Ираком, по лагерю в Меядине и складам с оружием на территории зернохранилища в районе Харабиш под Дейр-эз-Зором. В результате погибли, по меньше мере, восемь шиитских бойцов-ополченцев, воюющих на стороне сирийских войск. А 24 марта проиранские (шиитские) силы в ответ на этот удар обстреляли базу США в Сирии. Об этом сообщил телеканал «Аль-Хадас». Бойцы проиранских шиитских формирований выпустили несколько ракет по военной базе США, расположенной вблизи нефтяного месторождения Эль-Омар в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Так что, не исключено, что именно Сирия и сирийско-турецкие «разногласия» будут самой первой и важной темой разговора для Лаврова и Абдоллахияна. Кому не понятно, что следом за Турцией настанет «очередь» США и Израиля убраться из Сирии?!..

Но нам важней, конечно, то, как, в каком направлении и ключе министры иностранных дел Ирана и России будут говорить о Закавказье. Автор данного материала может спорить с любым – обсуждать будут не «усилия по формату 3+2» (а не «3+3» – Грузия не станет участвовать…), а…судьбу Арцаха, Армении и лже-азербижана. Со всеми плюсами и минусами, но примерно понятно, что главы МИД двух держав скажут друг другу об правителях-марионетках Запада – что в Степанакерте, то и в Ереване. И 24 марта мы получили сведения, которые красноречиво говорят о том, что же предложит (или может предложить…) официальный Тегеран – пока, конечно, именно МИДу России. Но в сущности – эти предложения касаются именно протурков в Кремле. Представитель Тебриза в Исламском консультативном совете Ирана Алирза Монади заявил, что «Алиев не должен подвергать опасности свой относительный покой». Соответствующее заявление Монади приводит источник «Iranist»:  «Мы просим Алиева своими действиями не подвергать угрозе жизнь и относительный покой своего народа в условиях экономического кризиса в мире. Наша граница с Арменией является одним из активов страны, и мы надеемся, что Алиев не примет неправильного решения, потому что у нас дружественные отношения с Азербайджаном, и эти действия могут только ослабить наши отношения».

Иранский политик также добавил: «Исламская Республика не допустит перерезания нашей границы с Арменией. Армения тоже хочет сохранить эту границу, поэтому никто не должен этому мешать».

Так что все московские сторонники «открытия всех коммуникаций без ограничений» должны задуматься, а сторонники «коридора» до Турции через Нахиджеван по направлению от армянского Джермука – задуматься о том, сколько ещё армянской территории Исламская Республика Иран готова будет объявить во всеуслышание «одним из своих активов». Турки, кавказские татары-пантюркисты, которые сейчас заняты арестами «иранских шпионов», опекуны Турции и пантюркистов (как на Западе и в Израиле, так и в Москве…) – вам мало осталось куражиться, ваши марионетки в Баку и Ереване, как может «внезапно» статься, – доживают последние месяцы. Смотрите на недавнюю марионетку Запада и Израиля – Саудовскую Аравию, которая ради выхода из войны и сохранения своей территории от дальнейшего наступления хуситов-шиитов, просит слёзно иранцев вмешаться. Как сообщили 24 марта йеменские СМИ, министр иностранных дел Саудовского королевства Фейсал Бен Фархан аль-Сауд во время телефонного разговора с иранским коллегой Абдоллахияном попросил Тегеран сыграть посредническую роль в решении кризиса в Йемене и в деэскалации военной напряжённости в Йемене. Турки, протурки и сионисты – такие же «решения» ожидают и вас в вопросах Закавказья. То есть – в вопросах Арцаха и Армении.

Սերգեյ Շաքարյանց