У турок авиакатастрофа, а у Ирана – новые шаги по укреплению безопасности и обороны…
Что-то «оригинальное» намедни произошло в воздушном пространстве между Грузией и республтчкой кавказа-татарей. Кое-какие круги в Турции даже уверены, что это была не авиакатастрофа, а турецкий военный самолёт был «кем-то» сбит!.. Как сообщают различные СМИ, на борту разбившегося днём 11 ноября в Грузии турецкого военно-транспортного самолёта Lockheed C-130 Hercules было не менее 20 военных. Об этом сообщило Министерство обороны Турции. Причём вояки были…турецкими спецназовцами. «В разбившемся самолёте находились 20 человек, включая экипаж. Поисково-спасательная операция продолжается», – было сказано в пресс-релизе.

По данным сервиса Flightradar24, воздушное судно вылетело из аэропорта Гянджа (Гандзак) в 14.19 по местному времени, после чего обновлённые данные больше не находятся. При этом С-130 пропал с радаров без подачи сигнала о бедствии. МВД Грузии в связи со случившимся возбудило уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем смерть человека. Информация о причинах ЧП тогда не поступала. На видео, которое показала грузинская телекомпания TV Imedi, заметно, что турецкий С-130 падал с большой высоты, причем еще в воздухе развалился на части.
А вот 13 ноября турки «заволновались», всполошились. Разбившийся в Грузии турецкий военно-транспортный самолёт Lockheed C-130 Hercules мог быть сбит. Эту версию изучают сейчас эксперты, написал колумнист турецкой газеты «Hürriyet» Абдулькадир Сельви. Администрация президента Турции Эрдогана заявила, что расследование причин крушения будет проводиться с особой тщательностью. «Наш самолёт разбился или был сбит? По этому вопросу ведется тщательное расследование. Исследуются как вероятность падения самолёта, так и вероятность его сбивания», – написал Сельви. По его словам, Кавказ – неспокойный регион, поэтому изучаются все возможные варианты. Тем более, что самолёт до падения даже не подавал сигналов бедствия. Обломки C-130 будут доставлены в город Кайсери для проведения технической экспертизы, писали в Турции…
Ну… Кавказ стал неспокойным регионом именно «благодаря» Анкаре, «поучаствовавшей» в войне 2020 года и затем оккупировавшей часть Арцаха. И не нам, армянам, сожалеть о том, что сдохли 20 или даже более турецких вояк. Как говорит греческая поговорка (некоторые утверждают, что и курдская…), «Хороший турок – подохший турок»… Так что – ИНШАЛЛАХ, турки, сдыхайте пачками… Все, кто «на службе» у США, Англии, НАТО, Израиля – ОБЯЗАНЫ сдыхать. Заявлял же Главный советник Верховного лидера Исламской революции Ирана, бывший министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Велайети ещё в июле этого года в связи с тем, что «власти» остатков Армении согласились СДАТЬ Сюник под «дорогу Трампа» (TRIPP), – «реализация проекта «зангезурского коридора» нацелена на подрыв национальной безопасности Ирана и стратегических связей страны», сообщало иранское информационное агентство Tasnim News. Господин Велайети отметил, что «зангезурский коридор» является геополитической схемой, возглавляемой США и Израилем. «Враги Ирана… последовательно пытаются подорвать основы этой идентичности, чтобы нанести ущерб нашей национальной безопасности. В этом контексте такие планы, как „зангезурский коридор“, реализуются в качестве прикрытия для более широких геополитических проектов. Главная цель США, Израиля и всех, кто вместе с силами Зла выступает за это – ослабить Ось сопротивления, разорвать связи Ирана с Кавказом и установить сухопутную блокаду Ирана и России на юге региона», – сказал старший советник аятоллы Хаменеи. По его словам, проект не только является частью стратегии США по переносу давления с Украины на Кавказ, но и «поддерживается НАТО и некоторыми пантюркистскими движениями».

А уже в конце августа этого года он же, т.е. Али Акбар Велайети, сказал: «С Россией или без России, но Иран готов препятствовать созданию американского коридора в Кавказском регионе. Разве Южный Кавказ – это ничейная территория, чтобы Трамп мог её арендовать? Кавказ – одна из самых чувствительных географических зон в мире, и этот коридор не станет «коридором Трампа», а превратится в могилу для его наёмников», заявил Главный советник Верховного лидера Исламской революции Ирана, как передавал иранский ресурс Entekhab. «„Коридор Зангезур“ – это всего лишь прикрытие для продвижения НАТО к северным границам Ирана», заявил тогда в добавление е словам Велайети телеграм-канал «Канал КСИР» – Telegram-канал «Sepah Pasdaran». На канале опубликовано было видео, на котором эксперт по вопросам Евразии Сафронжад говорит, что НАТО формирует плацдарм на Южном Кавказе, который в будущем может стать «логистической базой для разжигания этнического сепаратизма у северных границ Ирана». «Дальше цель НАТО – дойти до Китая, Каспийского моря и Центральной Азии», – цитирует эксперта «Канал КСИР» – «Sepah Pasdaran».
И кто бы ни сбил турецкий военно-транспортный самолёт Lockheed C-130 Hercules (ну, если самолёт действительно был сбит…) – поступил правильно: «некоторые пантюркистские движения», как выразился Али Акбар Велайети, должны зарубить у себя на кривых носах, что неча туркам летать над Закавказьем… Так что свыше 20 турецких наёмников Трампа уже нашли свою могилу…

Вот с этого вопроса плавно перейдём к новостям из Тегерана. Заместитель главнокомандующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Ирана бригадный генерал Али Фадави подчеркнул, что оборонный потенциал КСИР остаётся высоким и будет продолжать расти. Выступая в кулуарах церемонии в память о погибших в авиакосмических силах КСИР, заместитель главкома КСИР отверг утверждения противника об ограничении дальности действия иранских баллистических ракет как «мнения неспециалистов», не обладающих техническим пониманием. Он отметил, что ограничения на дальность ракет, которых придерживается Иран, были определены покойным имамом Хомейни, и подчеркнул, что они не имеют ничего общего с какими-либо ограничениями возможностей Корпуса стражей исламской революции. «КСИР – это динамичная и прогрессивная организация, которая уверенно движется по пути развития», – заявил Фадави. Он также высоко оценил заслуги мученика Хасана Техрани-Могаддама и других мучеников иранской аэрокосмической отрасли, которые внесли свой вклад в развитие ракетной промышленности Ирана, заявив: «Когда Бог видит, что мы выполняем свой долг, Он дарует нам победу. Иран не будет ограничивать дальность своих ракет, прогресс будет продолжаться».
Специалисты же аэрокосмического подразделения КСИР Ирана на днях протестировали двигатель беспилотника «Shahed 161» собственной разработки. Этот беспилотный летательный аппарат (БПЛА) имеет радиус действия 150 километров, продолжительность полёта 2 часа и максимальную высоту полёта 26 тысяч футов. Он предназначен для разведки, мониторинга и выполнения боевых задач. «Shahed 161» был впервые представлен много лет назад, но иранские учёные и инженеры продолжают совершенствовать это оружие и внедрять в него новые инновации. Испытание было проведено во время выставки, посвящённой достижениям аэрокосмического подразделения КСИР, в Национальном аэрокосмическом парке. На выставке КСИР также представил усовершенствованные версии других беспилотников семейства «Shahed», в том числе «Shahed 131», «Shahed 171», «Shahed 191» и Shahed «238».
Во время 12-дневной военной агрессии Израиля и США против Исламской Республики в июне Иран использовал беспилотники собственного производства наряду с ракетами против Израиля. Достижения Ирана в области беспилотных технологий происходят на фоне незаконных санкций Запада против страны. Лишившись доступа к мировым оборонным рынкам, силовые структуры Исламской Республики Иран были вынуждены обратить внимание на внутренний рынок более сорока лет назад, после свержения шаха, которого поддерживали США. Это был не просто политический выбор, а вопрос стратегического выживания. Национальные планы, такие как Комплексная программа развития аэрокосмической отрасли и Шестой пятилетний план развития, закрепили эту ориентацию, превратив технологическую самодостаточность в руководящий принцип. Под этим давлением сформировалась отечественная индустрия беспилотных летательных аппаратов, гибкая, эффективная и способная производить функциональные и доступные системы, сочетающие в себе простоту, низкую стоимость и эксплуатационную эффективность.
Таким образом, беспилотники стали решением структурных проблем в сфере обороны Ирана. Они позволяют вести разведку, наблюдение и рекогносцировку с минимальными затратами, применять силу без человеческих жертв и осуществлять внутреннее производство, защищенное от внешних ограничений. Кроме того, иранские беспилотники используются и как ударные системы против врагов. Семья «Шахедов» воплощает эту философию: достаточный уровень технологий, массовое производство и устойчивость промышленности. В мире глобальной асимметрии Ирану удалось превратить дефицит в стратегию, а санкции – в стимулы для инноваций. Роль иранских беспилотников невозможно понять, не взглянув на геополитическую шахматную доску, на которой разворачивается стратегия Тегерана. Окружённый военными базами США и столкнувшийся с региональными соперниками, имеющими привилегированный доступ к западным технологиям, такими как Саудовская Аравия и Израиль, Иран сформулировал доктрину сдерживания путём отрицания, основанную на асимметричной войне. В рамках этой доктрины БПЛА стали самым универсальным и эффективным инструментом оборонительной стратегии. По имеющимся данным, иранские беспилотники были проданы странам Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Страны, которые не могут закупать оружие у Тегерана, например США, пытались воспроизвести его конструкцию, согласно публикациям американских СМИ.

А вот что в последние дни писали иранские СМИ. В интервью «Sobh-e-No» эксперт по Ближнему Востоку Мосадег Мосадегпур заявил, что премьер-министр Израиля Нетаньяху ищет поддержки у Трампа и некоторых других западных стран, чтобы развязать новую войну с Ираном. Аналитик утверждает, что Трамп и его команда обеспечили максимальное сотрудничество с сионистским режимом, и без этой помощи Израиль столкнулся бы с серьёзными проблемами. Нетаньяху прилагает значительные усилия, чтобы снова получить зелёный свет от американцев, спровоцировать конфликт с Ираном и втянуть западные державы в потенциальную войну с Ираном. Похоже, Израиль не может действовать без войны; он постоянно стремится создать или сохранить состояние войны. Если война прекратится, ситуация для него сильно осложнится, и он может потерпеть поражение и остаться ни с чем. Несколько дней назад было объявлено, что все действия Израиля против Ирана осуществляются под контролем Трампа. Трамп хотел показать, что Израиль – это его инструмент и он может снова атаковать, когда пожелает. Такие заявления являются одновременно и угрозой, и приглашением к переговорам. В любом случае, сейчас между игроками сложились довольно сложные отношения.
Газета же «Сазандеги» привлекла внимание читателей к «новым действующим лицам в Сирии». «Сазандеги» проанализировал визит террориста Ахмада Аш-Шараа «Джулани», нового сирийского правителя, в США. Эту поездку следует считать поворотным моментом в истории отношений Дамаска с западным миром. Она может означать принятие новых реалий и начало нового этапа взаимодействия Сирии и Запада. Сирия десятилетиями была близким союзником Ирана, но теперь появились явные признаки того, что Дамаск отдаляется от Тегерана. По мнению наблюдателей, скрытая напряжённость в отношениях между Дамаском и Тегераном постепенно отдаляет Сирию от «Оси сопротивления» и приближает её к нормализации отношений с Западом и Израилем. Иран может оказаться в наибольшем проигрыше от этого геополитического сдвига. Во время гражданской войны в Сирии Тегеран потратил более 50 миллиардов долларов на поддержку Дамаска – от военной помощи и поставок оружия до восстановления инфраструктуры и финансирования правительства аль-Асада. Но теперь, когда внешняя политика Сирии изменилась, возврат этих инвестиций кажется маловероятным. Такие страны, как Турция, Катар и Саудовская Аравия, постепенно вытесняют Иран. Они обладают влиянием в арабском мире и тесными связями с Западом. В результате Сирия вновь возвращается в арабский мир и восстанавливает отношения с западными странами. Этот процесс продолжился визитом в Вашингтон.
Газета «Арман-э-Мелли» проанализировала переговоры между Ираном и США и написала: «У Ирана особое отношение к переговорам, и он отказывается вести их в условиях угрозы войны, поскольку некоторые аналитики считают, что новый конфликт между Ираном и Израилем может вспыхнуть в любой момент». Реальность такова, что, несмотря на снижение напряжённости в отношениях между Ираном и США в последние недели, ни одна из сторон не отказалась от своих позиций. Согласно недавним заявлениям Али Ардашира Лариджани, секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ), Иран не ответил США, но необходимо найти решение для выхода из ситуации «ни войны, ни мира». Именно здесь посредничество приобретает особое значение. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, обе стороны должны вступить в новую фазу и выбрать заслуживающего доверия и надёжного посредника для начала переговоров. Этот посредник, который может незаметно курсировать между сторонами, не привлекая внимания СМИ, мог бы создать условия, при которых Трамп смягчил бы свою позицию в отношении нулевого уровня обогащения урана. Какая страна -или даже какой человек – может повлиять на Трампа, должна решить дипломатия. Не правда ли, совершенно заметна проамериканская ориентация авторов этого СМИ?..
Газета «Иран» пишет о стратегическом упреждении со стороны Ирана в адрес Запада и сионистов. В своём комментарии иранская газета обратилась к сдерживающей силе Исламской Республики после 12-дневной войны, начатой Израилем, к которой позже присоединились США. В статье говорится: «Вашингтон стремится навязать условия для потенциальных переговоров, выдвигая ряд несбалансированных и невыполнимых требований – от ограничения ракетной программы Ирана до снижения его роли в регионе. На фоне 12-дневной войны и событий, произошедших в её последние дни, в динамике боевых действий наметился заметный сдвиг в пользу Тегерана». Таким образом, любые военные действия против Ирана теперь повлекут за собой значительно более серьёзные и непредсказуемые последствия, чем раньше. Высокий уровень готовности и восстановления военной инфраструктуры Ирана после войны отражает глубокую трансформацию логики сдерживания, которая теперь перешла в фазу стратегической инициативы и упреждения. Тегеран превратил сдерживание в активную концепцию в рамках своей доктрины национальной безопасности. Этот сдвиг очевиден в реструктуризации модели военного планирования и расширении наступательных возможностей. Демонстрация силы теперь призвана сформировать у противника представление о цене любого военного авантюризма, писала эта газета…
Так что, считаем не совсем случайным, что 14 ноября министр иностранных дел Исламской Республики Иран Сейед Аббас Арагчи в телефонном разговоре с министром иностранных дел Турции Хаканом Фиданом обсудил вопросы двусторонних отношений, а также региональные и международные процессы. В ходе беседы, как сообщили иранские СМИ, глава иранской дипломатии, отметив усилия, прилагаемые для снижения напряжённости между Пакистаном и Афганистаном, подчеркнул важность расширения консультаций с целью обеспечения мира и стабильности в регионе. Он также заявил о готовности Исламской Республики Иран оказать содействие в этих усилиях. Со своей стороны, министр иностранных дел Турции, указывая на взаимосвязанность мира и стабильности в регионе, подчеркнул значимость коллективных усилий всех государств для их сохранения. Что за тема этого разговора осталась «за скобками» сообщений СМИ о телефонных переговорах Арагчи и Фидана, – не берёмся судить. Но нельзя исключить, что могли обсудить и авиакатастрофу турецкого военно-транспортного самолёта Lockheed C-130 Hercules. А что? Все наёмники США/Трампа и сионистов должны подыхать…
Սերգեյ Շաքարյանց

