«Непонятная» авария президентского вертолёта Раиси на северной границе Ирана…

Странная трагедия произошла 19 мая… Безотносительно к тому, зачем на территории оккупированного Арцаха находилась правительственная делегация Ирана во главе с президентом страны аятоллой Сейедом Эбрахимом Раиси, – на обратном пути в Тегеран один из трёх вертолётов, на бортах которых находились члены иранской делегации, якобы «попал в сложные погодные условия» и в «глубоком тумане», по предварительной версии, «врезался в гору». Но почему-то «врезался в гору» именно тот вертолёт, на борту которого находился президент Раиси, а также: министр иностранных дел Хоссейн-Амир Абдоллахиян, губернатор (остандар) провинции Восточный Озарбожан Малик Рахмати, пятничный имам города Тебриз Мохаммад Али Але Хашем, начальник президентской охраны генерал Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Мехди Мусави. Все, как сообщили иранские СМИ, а вслед за ними – и большинство мировых СМИ, «считаются погибшими». Кроме перечисленных лиц, на борту потерпевшего крушение вертолёта были также два пилота и один «технический работник», имена которых не сообщаются.

Да, по любой версии (а их множество…) – свершившееся это самая настоящая трагедия. Но летело-то в Тегеран ТРИ ВЕРТОЛЁТА. Два из них, на борту которых находились министры и другие высокопоставленные чиновники, благополучно приземлились в туманную погоду, отмечает Tasnim News. Да и почему это столь «оперативно» среагировал…Израиль, поспешивший ещё глубокой ночью заявить о своей «непричастности к инциденту»?! Высокопоставленных лиц в Иране ж охраняют соответствующие службы иранского КСИР. Самолёты и вертолёты с высокопоставленными должностными лицами пилотируют военные лётчики, и тоже «по линии» КСИР. Как же получилось, что два из трёх вертолётов, то есть – вертолётных экипажей, сориентировались «в сложных погодных условиях» и благополучно приземлились, а вот третий, да ещё «самый нужны», – нет?! Вопросов катастрофически много, а вот ответов – катастрофически мало… Считаем, что будет и предварительное расследование, и основное следствие. Иран сам всё назовёт своими именами. Но сегодня мы не вправе игнорировать тот факт, что изначально иранская сторона только на поиски пропавшего с радаров вертолёта отправила до 40 спасательно-поисковых групп (уверены – тоже из числа членов КСИР), плюс 50 спасателей из РФ с двумя самолётами и вертолётом, и так далее. Главы России и Китая уже провели экстренные встречи с послами Ирана в Москве и Пекине… Да и весь мир, что называется – «на ушах»…

А что будет теперь, в частности, в Иране? Исполнять обязанности президента Ирана до выборов нового главы правительства  будет первый-вице президент ИРИ Мохаммад Мохбер, сообщает 20 мая государственное информагентство IRNA. Отмечается, что Мохаммад Мохбер будет исполнять обязанности погибшего в результате авиакатастрофы в минувшее воскресенье Эбрахима Раиси в течение 50 дней до новых президентских выборов, которые организует специальный совет. Конституция Ирана предусматривает создание временного комитета, который возьмёт на себя функции президента Ирана в том случае, если президент Ирана по какой-либо причине не сможет осуществлять свои полномочия в течение двух месяцев, сообщило саудовское издание «Аш-Шарк Аль-Аусат». Согласно статье 131 Основного закона ИРИ, комитет берёт на себя функции председателя в случае его смерти, отсутствия или болезни в течение более двух месяцев или в том случае, если срок полномочий президента истекает, а новый глава государства не был избран. Вице-президент Ирана, с одобрения иранского лидера, возглавляет комитет, в который входят спикер парламента и глава судебной власти. И Вице-президент будет обязан организовать президентские выборы в течение 50 дней. Согласно этой же статье 131, иранский Верховный лидер может лично принять на себя все полномочия президента напрямую или назначить нового должностного лица, если вице-президент не может осуществлять свои полномочия должным образом.

Статья 113 конституции Ирана гласит, что президент Ирана является высшим должностным лицом в стране после Верховного лидера, и он несёт ответственность за соблюдение Конституции и возглавляет исполнительную власть (правительство), за исключением вопросов, которые относятся к компетенции Верховного лидера.

Отмечается, что это уже третий случай, когда Иран может столкнуться с формированием временного комитета, который возьмёт на себя руководство правительством. Впервые это произошло после импичмента бывшего президента Абу Хасана Банисадра, который был отправлен в отставку Первым лидером аятоллой Рухоллахом Хомейни по обвинению в предательстве принципов иранской революции. Банисадр был первым президентом Ирана, избранным после революции 1979 года, а затем бежал в Париж, где скончался в октябре 2021 года в возрасте 88 лет. Работа комиссии продолжалась около двух месяцев в 1980 году. Второй раз это произошло после убийства премьер-министра Ирана Мохаммада Али Раджаи 30 августа 1981 года. Комитет начал свою работу после взрыва бомбы в резиденции премьер-министра и просуществовал до 9 октября 1981 года.

Немного о том, кем является 68-летний Мохаммад Мохбер, первый вице-президент Ирана. Мохбер, как и погибший Раиси, считается близким к Верховному лидеру аятолле Сейеду Али Хоссейни Хаменеи, за которым остаётся последнее слово во всех государственных делах. Он стал первым вице-президентом в 2021 году, когда президентом был избран Раиси. Мохбер ранее возглавлял Setad, инвестиционный фонд, связанный с Верховным лидером. В 2010 году Европейский союз включил политика в список физических и юридических лиц, против которых были введены санкции за предполагаемую причастность к «деятельности, связанной с ядерным оружием или баллистическими ракетами». Два года спустя он был исключён из списка. В 2013 году Министерство финансов США внесло Setad и 37 компаний, которые оно курировало, в список юридических лиц, подпадающих под санкции. Известно, что Setad был создан по приказу основателя Исламской Республики, предшественника Хаменеи, аятоллы Рухоллаха Хомейни. Он поручил своим помощникам продавать недвижимость, предположительно заброшенную в годы хаоса после Исламской революции 1979 года, и управлять ею, а основную часть вырученных средств направлять на благотворительность. Так или иначе, но Мохбер – тоже из круга близких к главе Иранского государства лиц. Так что преемственность политического курса Тегерана на внешней арене будет сохранена в любом случае.

Пока столько – на этом остановимся. Просто мы понимаем, что вылетали три иранских вертолёта, скорее всего, с одного из тех аэродромов, которые (два!..) кровавый фашистский режим курда Алиева «в срочном порядке» построил в течение последних 2-3 лёт – Варанда (Карягино/Физули) и Ковсакан (Зангилан). С какой именно площадки взлетали три иранских вертолёта, – увы, нигде нет уточнений. А нам надо иметь в виду, что 19-20 мая президент Ирана аятолла Сейед Эбрахим Раиси намеревался прибыть в Армению… В Иране объявлен пятидневный траур по погибшим…

 

Սերգեյ Շաքարյանց