Президент России едет на G20 – что делать Байдену?

Мы иногда, читая публикации в американских СМИ, даже удивляемся – оказывается, в Америке всё-таки есть трезвомыслящме эксперты и журналисты. Которые, в частности, видят, что действия руководства в Белом доме создают новейшие проблемы и препятствия именно для самих США. В очередной раз наглядный пример рассудительности и объективности продемонстрировала влиятельнейшая американская газета «The Washington Post». Уверены, что и для граждан Армении полезно будет узнать, что пишут американские журналисты и эксперты о своём же президенте.

Попытки США выставить Россию в качестве мирового «изгоя» столкнулись с реальностью, в которой далеко не все партнёры Вашингтона готовы отвернуться от Москвы, что стало настоящей «головной болью» для президента Джо Байдена, отмечала 5 мая 2022 г. «The Washington Post». Хотим напомнить – очень часто именно эту газету в самих США считают очень сильно «осведомлённой» о делах Конгресса (парламента) и правительства Америки. Дело в том, что различные хозяева и ведущие журналисты «The Washington Post» всегда были «на контакте» с различными парламентариями и бизнесменами. Понятно, откуда серьёзная осведомлённость редакторов «The Washington Post» о так называемой «внутренней кухне» американской политики. Но вернёмся к тексту статьи в этой газете.

Ещё в марте американский лидер призвал исключить Россию из G20 («Группы двадцати», «Большой двадцатки») и не допустить президента РФ Владимира Путина к участию в экономическом саммите, который состоится в середине ноября в Индонезии, и именно эта страна является председателем встречи «Большой двадцатки» в этом году. Байден добавил, что если другие страны не согласны с исключением России, то следует, по крайней мере, пригласить Украину. И вот в пятницу 29 апреля президент Индонезии Джоко Видодо подтвердил, что пригласил Путина на саммит, а также заявил, что направил приглашение президенту Украины Владимиру Зеленскому. По словам Видодо, Джакарта хочет объединить «двадцатку» и выступает против раскола. Так вот – Путин принял приглашение Индонезии посетить саммит G20. Зеленский, в свою очередь, подтвердил, что получил приглашение, однако пока не подтвердил своё присутствие. Кроме того, неясно, сможет ли украинский лидер, в течение двух месяцев обращавшийся к миру исключительно виртуально, приехать лично.

Но, отмечает «The Washington Post», именно здесь перед Байденом встаёт весьма непростая дилемма. Даже – сложная проблема. Вопрос стоит жёстко: следует ли главе Белого дома участвовать в саммите с мировым лидером, которого он недавно обозвал «военным преступником» и тем самым вызвал дипломатический скандал? Или Байдену следует отправить в Индонезию кого-то другого, кто сможет заменить его. А может, Соединённые Штаты и вовсе бойкотируют саммит, уступив одно из главных международных экономических мероприятий Китаю и России.

Впрочем, продолжает эта газета, «почти немыслимо», чтобы Байден отказался от возможности посетить крупный международный экономический саммит в Азии. И точно не в то время, когда последствия пандемии всё ещё отражаются на мировой торговле, а инфляция является международным феноменом и способна повлиять на промежуточные выборы в Конгресс в ноябре 2022 года. «The Washington Post» полагает, что у Белого дома есть способы сделать так, чтобы Байден и Путин редко оказывались на одной фотографии. Кроме того, нет необходимости проводить двустороннюю встречу. Впрочем, не стоит забывать, что на G20 делается групповая фотография лидеров, и на саммите, который носит название «Восстановимся вместе, восстановимся сильнее», могут быть и другие «неловкие, незапланированные столкновения».

В апреле министр финансов США Джанет Йеллен пропустила некоторые заседания встречи министров финансов и глав центральных банков стран G20, где присутствовали российские официальные лица. И репортёры поинтересовались у пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, может ли это быть превью того, как Байден подойдёт к саммиту в ноябре. «До этого ещё шесть месяцев. Мы не можем сейчас предсказать, как это будет выглядеть», – ответила Псаки.

Впрочем, решение Видодо пригласить Путина, полагает «The Washington Post», не стало шоком для Вашингтона. В конце концов, в состав G20 входят Китай, Индия, Саудовская Аравия и Южная Африка, которые в определённой степени сопротивлялись санкциям, введённым США против России за спецоперацию на Украине. Кроме того, Белый дом несколько воспрянул духом после совместного заявления, сделанного в апреле высокопоставленными чиновниками из стран G7 – Канады, Франции, Германии, Италии, Японии и Великобритании, к которым обычно присоединяется Европейский союз, – в котором они призвали не допустить Россию к участию в G20.

Как можно заметить, вопреки своей традиции, газета «The Washington Post» даже не решилась заниматься прогнозами о том, что же будет, приведя в качестве косвенного доказательства слова о том, что и пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки отказалась что-либо предсказать относительно G20 в Индонезии в ноябре этого года. Однако тональность данной публикации газеты такова, что видно – в редакции (а, значит, и у её «источников» в Конгрессе и правительстве США) нет никакой уверенности в том, что грядущие встречи и события будут с плюсом для Джо Байдена.

Սերգեյ Շաքարյանց