Биоисследования Украины

На фоне многочисленных публикаций мировыми СМИ сведений о проводимых в биолабораториях Украины совместно с США исследованиях всплывают новые подробности об их основных результатах, исполнителях и назначении.

Все совместные научные проекты Украины с США осуществляются в рамках Программы по снижению биологических угроз BTRP (Biological threat reduction program), официально направленной на предотвращение проникновения биологических патогенов к террористам или субъектам, которые могут использовать такое биологическое оружие против Соединенных Штатов и их союзников. Данная программа реализуется Агентством по снижению оборонных угроз (DTRA, Defence threat reduction agency) за счет средств бюджета Министерства обороны США.

С момента подписания в 2005 году соглашения между Вашингтоном и Киевом о сотрудничестве в сфере предотвращения распространения технологий, патогенов и знаний, которые могут быть использованы в ходе разработки биологического оружия, США вложено более 200 млн. долларов в проекты на Украине. Официально средства направлены на переоснащение украинских биологических объектов в 10 крупных городах, а также проведение исследований возбудителей особо опасных патогенов. Модернизацию лабораторий проводил один из подрядчиков Минобороны США «Black&Veatch Special Projects Corp».

В последнее время взаимодействие Украины с США в данной сфере существенно расширилось. Так, в 2017 году украинскими научными центрами проводилось 5 активных проектов, в 2020 – уже 8. Данные проекты затрагивают изучение возбудителей африканской чумы свиней, Крымско-Конголезской геморрагической лихорадки, листериоза, болезни Ньюкасла, а также созданию прогнозной модели и оценки рисков распространения особо опасных патогенов, переносимых в ходе миграции птиц и осуществления межгосударственной торговли.

Материалы данных исследований указывают об их двойном назначении. При официально заявленных мирных целях они затрагивают вопросы распространения инфекций сельскохозяйственных животных и птиц естественными переносчиками в сопредельные страны, в первую очередь РФ, с которой Киев с 2015 года, дэ-факто находится в состоянии военного противодействия. Кроме того, к отдельным проектам привлекаются микробиологи Минобороны Украины, что также подтверждает их военное назначение.

Так, в ходе изучения распространенности опасных заболеваний в Украине была выявлена необычайно высокая смертность у граждан от лептоспироза (около 11%), особенно в Закарпатской области (более 20%). При этом украинские исследователи предположили наличие серьезных недиагностированных инфекций в части смертельных случаев среди пациентов военной больницы во Львове, госпитализированных с подозрением на лептоспироз. Кроме того, были установлены факты циркуляции Крымско-Конголезской геморрагической лихорадки (ККГЛ) и хантавирусов в различных регионах страны.

Проект по оценке рисков отдельных особо опасных патогенов, переносимых перелетными птицами над Украиной, предусматривал создание математической модели распространения в евразийском регионе высокопатогенных вирусов гриппа птиц и болезни Ньюкасла, а также оценку рисков переноса данных заболеваний перелетными птицами и возможности инфицирования новых типов носителей (например человека).

Также ряд исследований затрагивал проблематику распространения в регионе вируса африканской чумы свиней и их переносчиков, а также выявления и включения в геоинформационные системы природных очагов сибирской язвы и туляремии.

В рамках финансируемых США исследований на территории Украины собраны и предоставлены в распоряжение Вашингтона штаммы возбудителей особо опасных заболеваний, создана лабораторная колония переносчиков возбудителей африканской чумы свиней (АЧС) в Институте экспериментальной и клинической ветеринарии Национального научного центра в г. Харькове, построена прогнозная модель распространения заболеваний, переносимых при миграции птиц и в ходе внешнеторговых сообщений. При этом приоритет в финансировании и научной поддержке со стороны США отдается проектам, имеющим потенциал военного применения.

Что бы не заявляли киевские власти по поводу деятельности собственных лабораторий, имеющиеся в их распоряжении материалы открывают возможности для их военного применения против России. Например, возникновение вспышки АЧС и болезни Ньюкасла в приграничных регионах может нанести существенный экономический ущерб свиноводческим хозяйствам и птицефабрикам сепаратистски настроенных регионов Украины и России, привести к необходимости ввода карантинных мер, дальнейшему росту цен на продовольствие и социальной напряженности.

В текущей обстановке при ухудшении военного положения Киева, применение результатов исследований и собранных патогенов против России крайне вероятен. Обнаружение под Харьковым дронов, способных распылять химикаты или биологические компоненты, а также массовые поставки на Украину военных медикаментов и антидотов тому подтверждение. При этом Киев определённо может рассчитывать на поддержку и финансирование этой меры со стороны США и Великобритании, заинтересованных в дальнейшем обострении конфликта и способных препятствовать проникновению инфекций на свою территорию. В любом случае, применение биологических патогенов приведет к непредсказуемым последствиям, в чем мы прекрасно успели убедиться за 3 неполных года мировой пандемии коронавируса.