Иран и Китай бросают вызов всему Западу

Весь мир следил за тем, как 27 апреля в Тегеран с визитом прибыла высокопоставленная делегация военных Китая во главе с министром национальной обороны КНР генералом Вэй Фэнхэ. Потому что Иран и Китай заранее предупредили – генерал Вэй Фэнхэ прибыл для встреч и переговоров с очень многими высокопоставленными иранскими официальными лицами, а не только со своим иранским коллегой бригадным генералом Мохаммадом Реза Гараи Аштиани. Что же, если, как утверждают в Китае, США, да и весь Запад в страхе от тех мер и заявлений, которые были сделаны из Москвы за последние 7-8 дней, то сообщения из столицы Ирана могли вообще посеять уныние у врагов трёх ведущих держав Евразии.

Но вначале, конечно, шли переговоры между двумя министрами обороны. Критикуя то, что односторонние действия США распространили небезопасность и нестабильность по всему миру, министры обороны Ирана и Китая призвали развивать двустороннее сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности. Бригадный генерал Мохаммад Реза Аштиани в ходе встречи обсудил с китайским коллегой прежде всего различные международные события, а также односторонние шаги и гегемонию американцев. Касаясь политики Ирана в развитии отношений с соседними и азиатскими странами, иранский министр сказал, что проведение таких двусторонних встреч будет способствовать углублению отношений между Ираном и Китаем и в конечном итоге – поддержанию мира и безопасности в регионе и мире. Заявив, что формирование внутренней и эндогенной безопасности в регионе Персидского залива является стратегической политикой Ирана, он подчеркнул необходимость проведения переговоров по безопасности между странами региона. Генерал Аштиани также выразил обеспокоенность эскалацией кризисов безопасности в мире, заявив, что эти кризисы коренятся в гегемонистской политике Запада и США.

Подчеркнув необходимость противодействия гегемонии США в мире путём укрепления многосторонности, он добавил, что благодаря сотрудничеству между независимыми странами могут быть решены общие вызовы и угрозы безопасности. Он также отметил, что история показывает, что военное присутствие США в любой части мира не принесло ничего, кроме волны незащищенности, нестабильности, войн, разрушений и перемещений в мире. Безусловно, генерал Аштиани говорил также о выдающихся заслугах Ирана в борьбе с терроризмом, приветствуя конструктивную роль погибшего великомученика, генерал-лейтенанта Кассема Солеймани в этом отношении.

Министр обороны Китая генерал Вэй Фэнхэ со своей стороны также приветствовал исторический фон ирано-китайских отношений, подчеркнув, что целью его визита в Тегеран является повышение уровня стратегического оборонного сотрудничества между двумя странами. Многие мировые войны и нестабильность коренятся в гегемонистских и односторонних действиях США, сказал Вэй Фэнхэ, добавив, что Китай готов вместе с Ираном противостоять угрозам и вызовам со стороны США: «Сотрудничество вооружённых сил Ирана и Китая будет играть важную роль в пресечении таких шагов». А затем китайский министр также встретился и провёл переговоры с начальником Генштаба Вооружённых сил Ирана генерал-майором Мохаммадом Багери. В ходе встречи были обсуждены последние международные и региональные события, расширение стратегических отношений, отношений в области обороны и безопасности, а также пути повышения уровня взаимодействия между вооружёнными силами двух стран.

Как можно заметить, главы оборонных ведомств Ирана и Китая вполне конкретно сказали: все войны на планете – от враждебной и гегемонистской политики США. Именно в связи с этим Иран и Китай призывают к противодействию одностороннему подходу США. Но важность приезда генерала Вэй Фэнхэ в Тегеран подчёркнута также тем, что помимо других официальных лиц, его принял также и президент Ирана Сейед Эбрахим Раиси. На переговорах, как сообщало иранское агентство Mehr News, президент Раиси заявил, что высшие должностные лица Ирана и Китая имеют серьёзную волю к расширению долгосрочных стратегических отношений, независимо от международных событий. «Односторонность и гегемония формируются с целью контроля над странами и предотвращения устойчивого экономического роста мира, а противодействие односторонности и создание стабильности и порядка возможно только через сотрудничество независимых держав», – сказал Эбрахим Раиси на встрече с министром обороны Китая Вэй Фэнхэ. Региональные и глобальные события показывают ценность ирано-китайского стратегического сотрудничества больше, чем когда-либо, добавил он. Заявив, что в Иране есть хорошие основания и условия для инвестиций, Раиси сказал: «Уникальный потенциал Ирана в области межрегиональных перевозок, энергетической безопасности, а также регионального инфраструктурного сотрудничества являются серьёзными платформами для сотрудничества и инвестиций».

В другом месте своего выступления Раиси напомнил об одностороннем выходе США из договора по Совместному всеобъемлющему плану действий (JCPOA) [те. «ядерной сделке» Запада с Ираном, подписанной летом 2015 г.], заявив: «Американцы хотели оказать самое сильное давление на Иран, нарушив JCPOA, но сегодня они официально признают, что с треском провалили попытку оказать максимальное давление на Иран. Иранская нация показала, что её идеальные права и требования могут быть достигнуты путём сопротивления». Заявив, что определённой на годы вперёд политикой Исламской Республики Иран является расширение долгосрочных стратегических отношений с Китаем в различных областях, президент ИРИ сказал: «Мы продолжаем стратегические отношения независимо от международных событий и на основе взаимного политического доверия, и успешная реализация 25-летней программы всестороннего сотрудничества является залогом того, что мы будем продолжать развивать стратегические отношения».

В ответном выступлении министр обороны Китая генерал Вэй Фэнхэ, со своей стороны, передал Раиси приветствие Председателя КНР, заявив: «Укрепление отношений между Ираном и Китаем всегда было источником безопасности для региона и мира, особенно в нынешнем критическом и турбулентном мире». «Иран и Китай могут сотрудничать по всем глобальным вопросам и вносить свой вклад в развитие мира и спокойствия во всём мире, – добавил он. – Односторонний подход препятствует устойчивому экономическому росту во всём мире». Совершенно очевидно, что президент Раиси и китайский министр практически открыто говорят всему миру:  сегодня США – это главное препятствие миру на планете и развитию всего человечества.

Легко заметить, что слова и оценки иранских официальных лиц и министра национальной обороны Китая – это в реалии как бы вынесение приговора США и американской политике. Вот почему уже 27 апреля в очень многих СМИ, в первую очередь, конечно, иранских, китайских, российских и европейских, публично писалось: «Иран и Китай бросают вызов США». А китайская влиятельная газета «Asia Times» 28 апреля сделала вывод: «Множество глубинных факторов подталкивает Россию, Китай и Индию к совместному союзу. Несмотря на множество противоречий между Дели и Пекином, есть большая вероятность заключения между ними серьёзного дипломатического сотрудничества. На первый взгляд, это кажется в высшей степени невероятным. Между Индией и Китаем тлеет давний пограничный спор, который уже привел к нескольким сотням жертв в столкновениях 1967 года и унёс ещё несколько десятков жизней год назад. Однако за объединение в союз выступают более серьёзные факторы, в первую очередь – общее недовольство проводимой Западом политикой. Ведь недавно Вашингтон обвинил Дели в «ненадлежащем состоянии прав человека». Индия впервые оказалась объектом такого же осуждения, которое Вашингтон направил в адрес Китая за обращение с уйгурским меньшинством, а также в адрес России – за её действия в Чечне и на Украине. Этот обмен колкостями, безусловно, отражает недовольство Америки индийской позицией по антироссийским санкциям, но при этом раскрывает региональную тенденцию к сближению России, Китая и Индии».

Нам остаётся добавить, в качестве очередного напоминания, что именно Иран в марте 2015 г. в Москве призвал, по сути, создать четырёхсторонний военно-политический блок в Евразии при участии Ирана, России, Китая и Индии. Озвучил эту идею в рамках проходившей в столице России IV-й Международной конференции по безопасности тогдашний министр обороны Ирана бригадный генерал Хоссейн Дехган. Невозможно не подчеркнуть – иранские политики и военные сверхпрозорливы и действуют на долгосрочную перспективу. Статья в китайской газете «Asia Times» – тому подтверждение: то, что не произошло в период 2015-2021 гг., сегодня, в 2022-м выглядит единственной альтернативой гегемонизму США и угрозе развязывания Третьей мировой войны.

Սերգեյ Շաքարյանց